Аффективно-респираторный приступ – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика

Содержание
  1. Аффективно-респираторный синдром у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика
  2. Классификация
  3. Почему возникают приступы?
  4. Обследование
  5. Что делать при апноэ
  6. Респираторный дистресс-синдром (РДС): причины и как развивается, симптоматика, лечение
  7. Этиология
  8. Патогенез
  9. Патоморфология
  10. Симптоматика
  11. Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям
  12. Как это выглядит?
  13. Механизм развития и клиническая картина
  14. Дыхание и эмоции
  15. Что делать во время приступа?
  16. Простые правила для родителей
  17. Как выставляется диагноз?
  18. Аффективно-респираторные приступы
  19. Симптомы
  20. Причины и механизмы развития АРП
  21. Диагностика и обследование
  22. Лечение
  23. Прогноз
  24. Аффективно-респираторный синдром
  25. По статистике аффективно-респираторный синдром
  26. Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче:
  27. Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.
  28.  

Аффективно-респираторный синдром у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика

Аффективно-респираторный приступ – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика

Аффективно-респираторные приступы,с точки зрения медиков,являются самым ранним проявлением обморока или истерических припадков.
Чтобы лучше понять, что именно происходит с вашим малышом, стоит для начала расшифровать название рассматриваемого нами понятия.

Слово «аффект» обозначает очень сильную неконтролируемую эмоцию, а все, что относится к понятию «респираторный», связано с органами дыхания.

Значит, АРП – это нарушения процесса дыхания, объединенные каким-то образом с эмоциональной сферой ребенка. И, как доказали исследователи, им подвержены в большей степени легковозбудимые, избалованные и капризные дети.

Первые аффективно-респираторные приступы начинаются, как правило, после полугодовалого возраста малыша и продолжаются примерно до 4-6 лет.

Кстати, хочется обратить внимание родителей, что задержка дыхания у детей происходит непроизвольно и не нарочно, хотя со стороны все выглядит так, как будто малыш притворяется. Описываемый пароксизм – скорее проявление патологического рефлекса, срабатывающего во время плача, в момент, когда малыш разом выдыхает из легких большую часть воздуха.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется.

В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений.

Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Обследование

Тщательное описание эпизода – неотъемлемая часть в лечении. В частности повышенное внимание должно быть уделено обстоятельствам и последовательности событий во время приступа. Эта информация может послужить важным диагностическим ключом.

Например большинству АРП предшествует ажиатация (нарушение двигательных функцйий) и плач, что контрастирует с эпилептическими приступами, кардиальными нарушениями, и ортостатическими синкопами, которые часто происходят безо всяких эмоциональных провокаций.

У детей старшего возраста с АРП, дополнительными диагностическими ключами могут быть эпизоды недержания мочи, которые часто сопровождают некоторые типы эпилептических приступов. Также информативны сообщения о возникновении АРП на фоне сна или полного спокойствия.

Практическим врачам необходимо выявлять информацию о том, связан ли дистресс с едой, или другой физической активностью, или ощущениями боли в груди, или другими физикальными симптомами. Такие находки наводят на мысль о каких-то других нарушениях, таких как кардиопульмональные (сердечные и легочные) проблемы.

Генеалогический анамнез – это еще один важный критерий оценки пациента. Предшествующие обзоры свидетельствуют, что от 20% до 30% детей с детскими АРП имеют членов семей у которых наблюдались аналогичные аффективные расстройства.

Если данные истории болезни или физикального осмотра свидетельствуют об эпилептических приступах, или других расстройствах ЦНС, рекомендуется проведение видео ЭЭГ мониторинга (желательно с фиксацией данных состояний), и консультация с детским неврологом. Если подразумевает кардиоваскулярная проблема, представляется уместным провести холтеровское мониторирование и проконсультироваться с детским кардиологом.

Что делать при апноэ

Апноэ во сне у новорожденного представляет серьезную опасность для здоровья. Заметив симптомы внезапной остановки дыхания у грудничка, родители должны немедленно вызвать неотложную медицинскую помощь.

В первую очередь необходимо разбудить малыша. Затем родители должны легко помассировать конечности и мочки ушей, чтобы восстановить нормальную циркуляцию крови.

Если спустя 20 секунд после остановки дыхания ребенок так и не смог сделать вдох, следует осторожно сделать несколько выдохов искусственного дыхания.

Обязательно нужно помнить, что легкие младенца невелики, и выдохи при искусственном дыхании должны быть совсем небольшими.

Кроме того, необходимо убедиться, что причиной остановки дыхания не являются инородные предметы в гортани малыша. Для этого младенца следует взять на руки, осторожно запрокинуть ему голову и тщательно изучить его горло.

Апноэ, в отличии от АРП, является очень опасным нарушением, которое требует тщательной диагностики у невролога и лечения. Столкнувшись со внезапной остановкой дыхания во сне необходимо срочно позвонить в «скорую помощь», а затем пройти все необходимые обследования.

Если приступ не представляет серьезной опасности для здоровья и успешно лечится нормализацией отношений в семье, апноэ необходимо своевременно диагностировать, во избежание усугубления заболевания.

Респираторный дистресс-синдром (РДС): причины и как развивается, симптоматика, лечение

Респираторный дистресс-синдром (РДС) — острая легочная патология, угрожающая жизни больного и проявляющаяся симптомами двусторонней диффузной инфильтрации легких, альвеолярного коллапса, гипоксемии. При повреждении легочных структур нарушается газообмен и транспорт кислорода в легкие.

Состояние больных критическое, патология быстро прогрессирует. Альвеолярно-капиллярные мембраны набухают и отекают, образуются межклеточные щели, развивается интерстициальный отек. Нарушенный газообмен не обеспечивает потребностей организма в кислороде.

В крови накапливается углекислота, развивается гиперкапния, что приводит к появлению смертельно опасных осложнений.

Впервые синдром был описан Эсбахом в прошлом столетии и назван аналогично дистресс-синдрому новорожденных, обусловленному врожденным дефицитом сурфактанта. Развивается данный симптомокомплекс у недоношенных новорожденных, появившихся на свет путем кесарева сечения, а также у детей, родившихся от матерей, больных сахарным диабетом.

Этиология

Причинами острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС) являются легочные и внелегочные патологии.

Заболевания легких, приводящие к развитию ОРДС:

  • Воспаление легких инфекционного происхождения,
  • Травмы и ушибы легких,
  • Аспирация жидкости,
  • Легочное кровотечение,
  • Трансплантация легкого,
  • Радиационный пневмонит,
  • Пневмоторакс,
  • Тромбоэмболия легочной артерии,
  • Отравление токсическими газами.

К внелегочным причинам дистресс-синдрома относятся:

  1. Тяжелые травмы,
  2. Ожоги,
  3. Сепсис,
  4. Трансплантация костного мозга,
  5. Передозировка лекарств или наркотиков,
  6. Массивная гемотрансфузия,
  7. Обширные оперативные вмешательства,
  8. Шок,
  9. ДВС-синдром,
  10. Уремия, кетоацидоз,
  11. Панкреонекроз,
  12. Системные патологии,
  13. Онкозаболевания,
  14. Переохлаждение и перегревание организма.

Патогенез

В основе острого респираторного дистресс-синдрома лежит диффузное воспаление легких, в котором выделяют три стадии: экссудация, пролиферация и фиброз.

  • Во время экссудации в кровь выделяются цитокины и простагландины, активирующие макрофаги и нейтрофилы. Последние прикрепляются к эндотелию кровеносных сосудов и эпителию альвеол, повреждая их. Изменяется тонус мускулатуры бронхов и реактивность сосудов, нарушается альвеолярно-капиллярный барьер, экссудат проникает в легкие. При поражении альвеолоцитов возникает дефицит сурфактанта, альвеолы спадают, растяжимость легких снижается. Под воздействием медиаторов воспаления легочные сосуды спазмируются и обтурируются тромбами, повышается давление в МКК. Проницаемость легочных мембран повышается, развивается отек легочной ткани, газообменная функция нарушается.
  • Затем наступает стадия пролиферации. Экссудат в легких рассасывается, возникает лимфоцитарная инфильтрация, образуется новый сурфактант, легкие восстанавливаются. У больных при этом сохраняется одышка и тахипноэ.
  • Пролиферативная стадия переходит в фибротическую. Через поврежденный эндотелий в альвеолы проникают белковые молекулы, на стенках выпадает фибрин, вместе с которым в просвет альвеол попадают эритроциты и макрофаги. В легких накопленный фибрин ремоделируется, что приводит к развитию фиброза.

Патоморфология

Патоморфологически дыхательный дистресс-синдром у взрослых проходит 3 стадии развития: острую, подострую и хроническую.

  1. Острая фаза — отек интерстиция и легочных альвеол, поражение эндотелия легочных капилляров и эпителия альвеол. Если патология была своевременно выявлена и было проведено необходимое лечение, то через 3-5 дней острые явления стихают. В противном случае острая стадия переходит в подострую.
  2. Подострая стадия — воспаление интерстиция легких и бронхо-альвеолярных структур. В полости альвеол начинает синтезироваться коллаген.
  3. Хроническая стадия – фиброзирующий альвеолит, который характеризуется разрастанием соединительной ткани в легких и уплотнением базальной мембраны. Длится эта стадия более 3 недель. Кровеносные сосуды запустевают, развиваются микротромбозы, интима сосудов перестраивается.

У больных ОРДС патоморфологически определяют: увеличение массы легкого на целый килограмм, микроателектазы, фиброз.

Симптоматика

Основными симптомами ОРДС являются:

  • Одышка,
  • Дискомфорт в груди,
  • Сухой кашель,
  • Учащенное дыхание,
  • Учащенное сердцебиение,
  • Синюшность кожи,
  • Аускультативно – двусторонние рассеянные хрипы,
  • Участие межреберных мышц в акте дыхания,
  • Стон на выдохе,
  • У новорожденных — срыгивания или рвота, периоды апноэ более 10 секунд, приступы асфиксии,
  • Гиподинамия,
  • Гипорефлексия.

В тяжелых случаях появляются признаки повышенной кровоточивости: на губах – пенистые выделения с примесью крови, на коже — петехии и геморрагии. Легочное кровотечение сопровождается коллапсом, выраженной синюшностью кожи, падением гематокрита.

Неблагоприятный исход патологии при отсутствии лечения наступает через 2-3 дня. У больных развивается предтерминальное состояние: одышка уменьшается, тахикардия сменяется брадикардией, приступы апноэ учащаются. Возможна гибель больного.

Источник: https://McWrach.ru/drugoe/affektivno-respiratornyj-sindrom-u-detej.html

Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям

Аффективно-респираторный приступ – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика

Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.

Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста.

Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей.

Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает».

Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода.

Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью.

Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое.

Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами.

Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите.

Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

  • Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
  • Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
  • Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
  • Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
  • Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
  • Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Как выставляется диагноз?

Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.

Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.

Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.

Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.

Погребной Станислав Леонидович, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 139

4.4 139

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/affektivno-respiratornyj-pristup.html

Аффективно-респираторные приступы

Аффективно-респираторный приступ – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика

Аффективно-респираторные приступы (АРП) развиваются у детей в дошкольном возрасте, чаще всего на 6-24 месяцах жизни, но могут начаться и с рождения или после двух лет. Частота АРП у детей в возрасте до 5 лет по разным данным составляет 2-10%.

Симптомы

Приступу предшествует обида малыша (что-то не дали, отобрали и т.п.), испуг, боль (ударился, упал и пр.). Ребенок начинает плакать и во время плача происходит остановка дыхания («апноэ») возникающая преимущественно за счет спазма дыхательных путей, крик обеззвучивается.

Кожа носогубного треугольника, лица синеет или бледнеет, малыш утрачивает сознание, выгибается, обмякает, быстро приходит в себя. Длительность приступа обычно менее 1 минуты.

Возможны варианты более легких проявлений (например, приступ короткий – несколько секунд, нет явной утраты сознания, обмякания), и более тяжелых симптомов (отмечается еще и подергивание конечностей, непроизвольное мочеиспускание, длительность пароксизма несколько минут).

После приступа общее состояние ребенка обычно в норме, иногда может быть кратковременная общая вялость, сонливость.

В зависимости от изменения цвета кожи во время пароксизма выделяют «цианотический тип» (с посинением кожи, от слова «цианоз» – синюшная окраска кожи), и «бледный тип» АРП (с бледностью кожи, при этом цианоз отсутствует или очень слабо выражен).

Чаще всего развивается «цианотический тип». При этом варианте приступ чаще всего провоцируется обидой, эмоциями, злостью ребенка.

Такие приступы возникают при сильном плаче у детей возбудимых, склонных к истерикам, зачастую и сам приступ у них носит характер истерической реакции на какую-то не понравившуюся малышу ситуацию.

Редко провоцирующим фактором является что-то одно: например, известен случай, когда АРП провоцировался только предложением ребенку банана и ничем другим.

Реже встречается «бледный тип». При этом варианте приступ обычно провоцируется испугом, болью (т.е. если ребенок упал, ударился и т.п.). В картине преобладает бледность кожи, а плач может быть слабо выраженным, «нет истерики».

Апноэ слабо выражено, но отмечается замедление частоты сердцебиения. Бледный вариант АРП больше похож на обморочное состояние, чем на невротическую реакцию.

Иногда может быть сочетание, например, бледности носогубного треугольника и легкого цианоза кожи лица, шеи.

Причины и механизмы развития АРП

При приступе всегда есть провоцирующий фактор, вызывающий плач ребенка. Сразу возникает вопрос: «Но плачут же все дети, а заходятся лишь некоторые?». Конечно, это так. Для того чтобы развился АРП одного плача мало.

Необходимым условием является еще и повышенная нервно-рефлекторная возбудимость, иногда даже истеричность ребенка, которая приводит к рефлекторному спазму дыхательных путей (гортани, трахеи) при плаче в ответ на эмоциональный или болевой раздражитель.

Кроме того к спазму предрасполагает мягкость хрящевых тканей гортани и трахеи у маленьких детей, особенно если у ребенка имел место рахит. Когда хрящи становятся плотнее, то даже при сильном плаче дыхательного спазма и остановки дыхания (апноэ) уже не происходит.

Апноэ приводит к снижению содержания кислорода в крови (гипоксии), вследствие чего возникает цианоз и/или бледность, утрата сознания. Если гипоксия достаточно велика, могут произойти судороги (ребенок напрягается, вытягивается в струну, м.б.

подергивания конечностей, мышц лица), при более глубокой утрате сознания – непроизвольное мочеиспускание. Наличие судорог и непроизвольного мочеиспускания еще не означает, что у малыша эпилепсия, эти симптомы могут быть следствием гипоксии («нехватки кислорода») мозга на фоне апноэ.

В диагностике здесь помогает ЭЭГ и видеоЭЭГ мониторинг (см. раздел «Диагностика»).

При «бледном типе» АРП помимо остановки дыхания у ребенка может быть кратковременное замедление или даже остановка работы сердца, которое перестает биться на секунды (синоним – асистолия).

Исследования показали, что асистолия во время приступа может достигать 2-3 секунд, поэтому в клинической картине преобладает не цианоз, а бледность кожи за счет кратковременного снижения притока крови к головному мозгу, усугубляемого, вероятно, и снижением артериального давления.

В связи с этим «бледный тип» по своим проявлениям более похож на обморочное (синкопальное) состояние.

Факторами, усугубляющими гипоксию головного мозга при АРП и усиливающими выраженность симптомов, являются анемия (снижение гемоглобина и эритроцитов, железа в крови), рахит, заболевания сердца (врожденные пороки сердца, аритмия и др.

), хронические болезни дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхоэктатическая болезнь, хронический бронхит и др.). Как правило, дети, имеющие такие сопутствующие болезни, страдают АРП с более тяжелыми клиническими проявлениями.

Большое значение в развитии АРП имеют нарушения воспитательно-педагогического подхода к ребенку. Воспитание по типу «звезды», «кумира семьи», с гиперопекой, зачастую приводят к усугублению истерических черт у малыша, что в свою очередь способствует более высокой частоте приступов.

Диагностика и обследование

Все дети с проявлениями АРП должны посетить невролога. При необходимости – клинического психолога, педиатра, кардиолога, пульмонолога. Рекомендуем начать с визита к неврологу, а он уже решит, следует ли обращаться к другим специалистам. Обязательно проведение ЭЭГ.

В некоторых случаях, когда возникает подозрение об эпилепсии, требуется длительный видеоЭЭГ мониторинг, но начинать обследование сразу с него не стоит. Из дополнительных исследований может потребоваться УЗИ головного мозга (нейросонография), допплерография сосудов шеи и головного мозга (УЗДГ).

Что касается УЗДГ, то значимость данного обследования при АРП не велика, не смотря на то, что многие, почему-то, стремятся в первую очередь выполнить именно это исследование. В механизме развития АРП возможные «проблемы с сосудами шеи» как раз имеют минимальное значение.

Более того, качественно выполнить УЗДГ маленькому ребенку с повышенной возбудимостью нервной системы крайне затруднительно.

Что касается электрокардиограммы, УЗИ сердца, анализов крови и пр., то решение о необходимости проведения данных обследований принимают педиатр и/или кардиолог. Рекомендуем вначале посетить врача и вместе решить вопрос о том, какие обследования требуется выполнить ребенку.

Лечение

Лечение АРП должно быть комплексным и заключается в снижении нервно-рефлекторной возбудимости ребенка, выявлении и коррекции возможных нарушений воспитания.

Требуется нормализация режима дня, ограничение возбуждающих мероприятий (театр, цирк, аттракционы, просмотр мультфильмов и пр.).

В период учащения приступов и нарастания признаков повышенной возбудимости у ребенка лучше вообще воздержаться от таких мероприятий, ограничить телевизор до 20-30 минут в сутки или лучше вообще исключить его просмотр ребенком.

Что касается детского садика, то здесь все очень индивидуально. У некоторых детей АРП никогда не случаются в детсаду, а происходят исключительно дома, причем нередко в присутствие только кого-нибудь из родителей, родственников.

Обычно такая ситуация отмечается у детей склонных к истерикам. В этих случаях посещение детского сада как раз очень даже показано, а также не помешает обращение к клиническому психологу, который поможет понять, почему АРП случается только в домашней обстановке.

Зачастую приступ можно предотвратить – в самом начале плача отвлечь ребенка громким звуком (хлопнуть в ладоши или что-то уронить, например), опрыскать его лицо водой, дунуть в лицо, иногда оказывается успешной попытка переключить внимание малыша на какие-то посторонние вещи (посмотреть в окно – «что там делается?», показать новую игрушку и т.п.).

Не рекомендуется сразу давать ребенку то, что он хочет и из-за чего начал плакать (машинку, куклу, конфету и т.п.). Если же приступ уже начался ребенка нужно подстраховать чтобы он не упал и не получил травму, взять на руки.

Не следует делать «искусственное дыхание» и пытаться проводить реанимационные мероприятия, выход из приступа всегда происходит самостоятельно и в подавляющем большинстве случаев быстрее, чем за 20-30 секунд. После пароксизма состояние ребенка в подавляющем большинстве случаев нормальное, он начинает играть и делать то, что и до приступа.

Если ребенок вялый, сонливый после АРП, необходимо дать ему отдохнуть, полежать. Такое состояние не типично для «обычного АРП», если оно возникает необходимо внепланово обратиться к врачу.

Для снижения повышенной возбудимости нервной системы у детей с АРП применяются медикаментозные и не медикаментозные методы лечения. Лекарства следует давать ребенку по назначению врача невролога.

Здесь большое разнообразие лекарственных средств, начиная от фитотерапии (пустырник, пион, валериана и пр.), гомеопатических препаратов и мультикомпонентных медикаментов (Эдас 306, нотта, киндинорм и др.), и заканчивая ноотропами (глицин, пантогам, фенибут и т.п.).

Но в некоторых случаях можно обойтись и без лекарственной терапии.

Зачастую нужна и помощь клинического психолога. Клинический психолог, во-первых, помогает выявить возможные нарушения в воспитательной сфере и составляет план их устранения, а во-вторых, поможет родителям выработать правильное отношение к проблемам ребенка.

Родителям важно понять необходимость единого подхода в воспитании, не должно быть контрастного воспитания в семье (например: «мама все запрещает, а папа или бабушка все разрешает» и т.п.). Ни в коем случае нельзя допускать попустительства ребенку.

Если это допустить, то малыш быстро смекнет, что для получения желаемого ему достаточно сильно расплакаться, закатить истерику – и он все получит. Как следствие – усугубление проявлений АРП, увеличение частоты приступов, нарастание истерических черт характера у ребенка.

Конечно, врач должен особо указать родственникам на отсутствие вреда от самого приступа у ребенка, а также на «невозможность умереть во время приступа».

Проведены исследования интеллекта у детей с АРП, и выявлено, что показатели интеллектуального развития у таких малышей в среднем не отличаются от здоровых сверстников.

Худшие результаты отмечены у тех детей, у которых приступы с цианозом происходили чаще чем 5-6 раз в сутки на протяжении длительного времени, то есть, вероятно, в этих случаях сказывалась гипоксия головного мозга во время частых приступов.

Прогноз

С возрастом АРП всегда исчезают. Обычно это происходит к 3-4 годам, а после 5 лет АРП сохраняются менее чем в 3-5% всех случаев таких приступов при плаче, после 12 лет их уже никогда не бывает.

Но у ребенка могут оставаться другие нарушения, связанные с АРП в раннем детстве. А именно: истерики, невротические реакции на стрессовые ситуации, проявления вегетососудистой дистонии (головные боли, обморочные состояния), нарушения сна.

Примерно в 1-2% случаев АРП возможно развитие эпилептических припадков, поэтому проведение ЭЭГ обследования необходимо.

Источник: http://epi-jay.ru/blog/item/89-affektivno-respiratornye-pristupy

Аффективно-респираторный синдром

Аффективно-респираторный приступ – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика
Аффективно-респираторный синдром

Выглядит аффективно-респираторный приступ так.

В ответ на болевое воздействие, чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе. Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект».  Далее идет апноэ, когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.

 Цвет кожных покровов  часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут, но в среднем  продолжается 30-60 секунд. Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут.

Если  период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга.

Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ. У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание.

Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей  и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией.

Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать. Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ, или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.

По статистике аффективно-респираторный синдром

встречается у 5% детей, одинаково у мальчиков и девочек в возрасте  от 6 до 18 месяцев, но может быть и до 5 лет. В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из  родителей в детстве тоже были закатывания в плаче.

Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.

У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.

Отличительные особенности  аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:

1. Протекают с меньшим возбуждением.

2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).

3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).

4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.

5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.

6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.

7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.

Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда  обследование проводит и детский кардиолог, при необходимости — с использованием  холтеровского мониторирования.

Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче:

1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.

2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии  — могут быть в любом состоянии.

3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.

4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП  — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.

5. При эпилепсии не помогает  лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП  — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.

6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.

Детей с наличием аффективно-респираторного синдрома относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией.

Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии.

Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.

Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного  приступа  можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не  провоцируйте аффект, особенно в период утомления, голода, течения  соматического заболевания, проведения манипуляций.

Самое разумное – отвлечь внимание, используя мягкие интонации голоса.

Будьте спокойны и уверены в своих действиях.

Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?

1. Не паниковать, постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.

2. Требуется восстановить дыхание ребенка — в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.

3. Иногда поможет  детей бывает лучше оставить в покое, это поможет успокоиться.

5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.

Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.

Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.

Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.

После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить  специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и  детского психолога.

Лечение аффективно-респираторного синдрома .

Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.

https://www.youtube.com/watch?v=dfY6LXCJYbU\u0026list=PLbAW3wxnfRUN4iL_M4FynzKQ3bj-Dn21j

Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:

  1. Соблюдение режима дня: рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
  2.  Достаточные физические нагрузки.
  3.  Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
  4.  Рациональное питание.
  5. Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?

В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты, укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В. Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту.

Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по  ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев.

Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли  3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца.

При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы, такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.

Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения, когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.

Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано. Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).

В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты, следуя основным   принципам лечения эпилепсии.

 

Источник: http://sib-epileptolog.ru/neepilepticheskie-pristupy/affektivno-respiratornyj-sindrom/html

Советы доктора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: