Антифризы — экспертиза 12 образцов — журнал За рулем

Содержание
  1. Охлаждающие жидкости… горят! Экспертиза ЗР. Отравление тосолом и парами антифриза: симптоматика и первая помощь
  2. Опасность тормозной жидкости
  3. Первая доврачебная помощь
  4. Чем охлаждающие жидкости опасны для людей?
  5. Как оказать первую помощь при отравлении тосолом?
  6. Стационарное лечение
  7. Какой врач может помочь?
  8. Печень
  9. Ядовитость паров антифриза
  10. Первая помощь при отравлении тосолом и лечение в условиях стационара
  11. Тест антифризов (За рулём)
  12. Тосол? Антифриз? Охлаждающая жидкость?
  13. Что купить?
  14. Справка
  15. Что и зачем проверяли
  16. Лучшие антифризы, топ-10 рейтинг хороших антифризов
  17. На что обратить внимание при выборе антифриза?
  18. 10. Liqui Moly Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL12 Plus 5L
  19. 9. Toyota Long Life Coolant Red Concentrate 1L
  20. 8. Liqui Moly Motorbike Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus 1L
  21. 7. TCL Power Coolant Green -40 2L
  22. 6. AGA Z40 5L
  23. 5. AGA Z42 10L
  24. 4. AGA Z65 5L
  25. 3. Sintec Unlimited 5L
  26. 2. Felix Energy G12+ 1L
  27. 1. Lukoil Antifreeze G12 Red 5L
  28. В заключении полезное видео по охлаждающим жидкостям
  29. Экспертиза «За рулем»: тест охлаждающих жидкостей на горение
  30. Sintec Euro G11, Россия
  31. Аntifreeze Maxim, Россия
  32. Antifreeze G11 Pilot, Россия
  33. Unix Antifreeze, Россия
  34. Nord Antifreeze, Россия
  35. ТCL Anti-Freeze, Япония
  36. Антифриз CoolStream Standard —40 ºС, Россия
  37. Тосол —40 Felix, Россия
  38. Тосол Айсберг, Россия
  39. Тосол Аляsка, Россия
  40. Тосол Дзержинский Maxim, Россия
  41. Тосол-север 40, Россия
  42. Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗР
  43. Огонь!
  44. Что получилось?

Охлаждающие жидкости… горят! Экспертиза ЗР. Отравление тосолом и парами антифриза: симптоматика и первая помощь

Антифризы — экспертиза 12 образцов — журнал За рулем

  • Нарушение работы сердца,
  • Проблемы с почками, почечная недостаточность,
  • Нарушение работы мозга,
  • Психические отклонения, проблемы с психикой, нервной системой,
  • Летальный исход.

Сразу же после поступления антифриза внутрь необходимо быстро промыть желудок. Для этого нужно приготовить 2%-ный содовый раствор.

Способ приготовления: на один литр воды взять 20 г пищевой соды, тщательно размешать до полного ее растворения.

Дать пострадавшему выпить полученный раствор в течение 5 минут. Затем, надавив на корень языка двумя пальцами, вызвать искусственную рвоту.

Если нет под рукой соды, промывание делается обычной водой.

До приезда скорой помощи или при самостоятельной транспортировке пострадавшего нужно тепло укрыть одеялом и постоянно давать пить воду для увеличения диуреза и профилактики развития почечной недостаточности.

Опасность тормозной жидкости

Тормозная жидкость в своем химическом составе содержит аналогичные ингредиенты, которые можно встретить в антифризе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в любой тормозной жидкости DOT 3/ DOT 4, согласно паспорту безопасности, есть ряд предупреждений для человека о токсичности продукта. 

Например, все производители тормозной жидкости в паспорте безопасности на продукцию указывают, что жидкость может вызвать повреждение глаз, раздражение кожи и т.п. При попадании тормозной жидкости внутрь организма человека она может вызвать повреждение почек и печени. 

Вот описание из паспорта безопасности на тормозную жидкость Shell Brake & Clutch Fluid DOT 4 ESL:

Не представляет угрозы для здоровья при обычных условиях применения. 

При вдыхании: Вывести пострадавшего на свежий воздух. Если симптомы не проходят, немедленно доставить пострадавшего в больницу для оказания дополнительной медицинской помощи. 

При контакте с кожей: Удалите загрязненную одежду. Промойте подвергшийся воздействию участок поверхности тела струей воды, а затем водой с мылом, если оно имеется в наличии. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью. 

При попадании в глаза: Немедленно промойте глаза большими количествами воды в течение, по меньшей мере, 15 минут, удерживая веки в открытом состоянии. Доставьте пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания ему медицинской помощи. 

При попадании в органы пищеварения: При проглатывании не вызывайте рвоту: доставьте пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания ему дальнейшей медицинской помощи. В случае самопроизвольной рвоты удерживайте голову пострадавшего ниже уровня бедер во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути с вдыхаемым воздухом. 

Первая доврачебная помощь

Правильная доврачебная первая помощь при отравлении антифризом играет большую роль в дальнейшем состоянии здоровья пострадавшего и даже определяет его жизнь. Если не произвести необходимых действий в организме больного начинают происходить необратимые процессы: поражаются почки и печень, разрушаются сосуды, нарушается мозговая деятельность. Итогом интоксикации может стать смерть.

Для оказания первой помощи необходимо:

  • немедленно промыть желудок содовым раствором (2 ст. л. соды без горки на 1 л. воды);
  • дать больному выпить сорбент (активированный уголь, белая глина, Полифепан, Смекта, Сорбекс, Атоксил, Энтеросгель и другие абсорбирующие препараты);
  • укрыть одеялом и обеспечить покой;
  • часто поить водой, чтобы не допустить развития почечной недостаточности;
  • вызвать скорую.

Чем охлаждающие жидкости опасны для людей?

Этиленгликоль, входящий в состав охлаждающих жидкостей, чрезвычайно ядовит. Это прозрачная и бесцветная жидкость, имеющая слегка маслянистую консистенцию и сладковатый привкус.

Употребление такого двухатомного спирта, относящегося к простейшим представителям полиолов, в количестве 2 мл/кг, является смертельным для взрослого человека.

Отравление антифризом оказывает тяжелое воздействие на ЦНС и сопровождается потерей координации, слабостью и рвотой.

Первая симптоматика такого отравления напоминает алкогольный токсикоз, после чего проявляются тяжелые симптомы, и наступает смерть.

Среднее время, на протяжении которого пациент находится в тяжелом состоянии, как правило, не превышает три недели.

В некоторых странах всем производителям охлаждающих жидкостей вменено в обязанность дополнение стандартного состава горькими компонентами, которые делают вкус таких ядовитых средств непривлекательным для людей или животных.

Не смертельной опасностью для взрослого человека характеризуется отравление парами антифриза. Ингаляционное отравление парами на протяжении продолжительного времени характеризуется раздражением верхних дыхательных путей и слизистой глаз, вялостью и сонливость.

В этом случае применяется полный комплекс основных медицинских мероприятий в виде общеукрепляющей терапии. Кроме этиленгликоля, в состав разных охлаждающих жидкостей также могут входить ядовитые вещества, представленные пропиленгликолем и метанолом.

Смертельная доза метанола составляет примерно пару столовых ложек для ребенка, и стакан – для взрослых.

Как оказать первую помощь при отравлении тосолом?

Человеку, проглотившему антифриз, вне зависимости от возраста, веса и общего самочувствия, требуется экстренная медицинская помощь. При поступлении в организм незначительной дозы тосола симптомы интоксикации могут наступить позже, но действовать нужно незамедлительно.

Неотложная помощь проводится в следующем порядке:

  • Больному промывают желудок с помощью 2%-го содового раствора. Готовят его в соотношении 4 ч. л. соды на 1 л кипяченой воды, тщательно перемешивают. При отсутствии щелочи под рукой можно использовать обычную воду.
  • Далее полученный раствор дают пострадавшему. Пить его нужно в кротчайший период – за 5-7 минут.
  • После вызывается искусственная рвота: двумя пальцами следует надавить на корень языка. Предварительно позаботиться о посуде для сбора рвотных масс.
  • При отравлении антифризом, выпитым в большом количестве, промывание следует повторить. После окончания рвоты важно обеспечить пострадавшему покой, укрыть теплым одеялом и продолжать давать пить воду во избежание развития почечной недостаточности.

Стационарное лечение

Ввиду высокой токсичности данного вещества и большой угрозы здоровью и жизни при отравлении необходимо стационарное лечение.

Рекомендуется сразу вызвать скорую помощь или отвезти пострадавшего в больницу самостоятельно, если это будет быстрее. Лечение начинают с переливания крови для очистки организма.

Для дезинтоксикационной терапии используют инфузионные солевые растворы, гидрокарбонат, глюкозу. Также показано применение витаминов и мочегонных препаратов.

Если есть показания, вводят дыхательные аналептики, противосудорожные и сердечно-сосудистые средства.

Чтобы нейтрализовать метаболиты этиленгликоля, используют внутривенно сульфат магния. Если гепаторенальный синдром развит слишком сильно, назначают гемодиализ.

Какой врач может помочь?

В такой ситуации помочь может исключительно токсиколог. Лечением подобных отравлений занимаются в токсикологическом отделении. Предполагается первостепенно вывод из организма токсинов. Для этого осуществляется форсированный диурез, гемодиализ, замещение крови, гемосорбция.

В первые часы после отравления проводится гемодиализ

Гемодиализ наиболее эффективен в срок не более 8 часов после отравления, реализовать его возможно в медицинских учреждениях, в которых имеется аппарат «искусственная почка». Если таковой отсутствует, выполняется замещение крови.

Чтобы обезвредить продукты распада активных компонентов, а также создать необходимые условия для выхода его из человеческого организма внутривенным или капельным способом вводится раствор магнезии сернокислой (в состав входит 100 мл 5% раствора глюкозы и 5 мл 25% раствора магнезии).

Печень

Печень, так же, как и почки, крайне остро реагируют на различные токсичные вещества в организме. Отравившиеся люди начинают чувствовать дискомфорт, связанный с работой печени через 3 – 5 суток после начала действия яда. Симптомы проявляются в качестве:

  • повышенного давления;
  • усиленной жажды;
  • болей в правом подреберье;
  • увеличенной печени.

Опять же, как в случае с нервной системой, состояние почек можно урегулировать и вывести на полноценный уровень. Но только если тут же начать лечение. В худшем случае состояние может перерасти в хроническую форму цирроза, желтухи или асцита.

Ядовитость паров антифриза

Антифриз, попадая внутрь организма, вызывает необратимые процессы, разрушая важные системы. Интоксикация от попадания внутрь гораздо губительнее, чем от попадания паров. Однако при определённой консистенции пары охладителя вызывают те же симптомы отравления антифризом.

По установленным нормам санитарии консистенция паров в воздухе максимально может составлять 0,005г/1м.куб.

Определённые неисправности автомобиля способствуют проникновению паров в салон автомобиля, превышая допустимые концентрации.

Длительная поездка в такой машине оборачивается отравлением ядом не только для водителя, но и для пассажиров. Парами этиленгликоля могут отравиться работники ТО при несоблюдении техники безопасности.

Самый распространённый вариант отравления парами – их проникновение через отопительный прибор автомобиля. Этиленгликоль представляет собой двухатомный спирт. При взаимодействии с водой происходит оседание вещества на приборную панель и стекла. Таким образом, тосол оказывает негативное влияние на человека без прямого контакта.

Первая помощь при отравлении тосолом и лечение в условиях стационара

Начальная стадия интоксикации тосолом напоминает алкогольное опьянение. Человек дезориентирован и расслаблен, поэтому не способен контролировать совершаемые действия. Ему обязательно нужна помощь кого-либо из окружающих. При отравлении антифризом необходимо:

Устранить воздействие ядовитого вещества. Если произошло отравление парами тосола, нужно вывести пострадавшего на чистый воздух, расстегнуть ему сдавливающую одежду. При попадании тосола на кожу, необходимо промыть её обильным количеством проточной воды. Если антифриз каким-либо образом попал в пищу или напитки – прекратите их употребление.

Источник: https://pro-acne.ru/otravleniya/antifrizy-ekspertiza-12-obraztsov-zhurnal-za-rulem.html

Тест антифризов (За рулём)

Антифризы — экспертиза 12 образцов — журнал За рулем

Приобретая канистру с охлаждающей жидкостью, меньше всего думаешь о ее химической формуле. Раз продается, значит, можно заливать! Не все так просто, возражает автор.

Лучшая охлаждающая жидкость (ОЖ) – это вода. И теплоемкость отменная, и ценник отсутствует как класс! Кроме того, именно вода десятилетиями позволяла водителям ощущать себя настоящими мужиками: отвернуть зимой пробочку, плеснуть кипятку из ведерка, со знанием дела пустить ледяной мотор… Современный водитель лишен подобных нюансов общения с техникой.

Он подчас и капот-то открывает с трудом. А о том, что охлаждающая жидкость способна замерзнуть или закипеть, даже не думает. Между тем именно эта опасность побудила нас испытать современные антифризы. Вернее, то, что в этом качестве порой норовят нам продать. Дюжина закупленных образцов – на фото.

Нумерация заимствована из протоколов испытаний и не имеет отношения к рейтингу препаратов.

Тосол? Антифриз? Охлаждающая жидкость?

Правильное название того, что мы проверяли, – «жидкости охлаждающие низкозамерзающие». Так утверждает ГОСТ 28084-89, единственный регламентирующий документ в России. Можно долго обсуждать его плюсы и минусы, но одно ясно: он – единственная защита от откровенной бодяги.

Формально стандарт служит основой для разработки нормативной документации на новые жидкости, но в нем же есть и лазейка. Иными словами, если я делаю ОЖ не на основе этиленгликоля, то имею право не обращать внимания на этот ГОСТ вообще. Нынче модно выпускать различные изделия и препараты, руководствуясь не стандартами, а собственными ТУ.

А как можно не соответствовать своим же ТУ, если в них заносят только заведомо беспроигрышную информацию? Вот и возникают то и дело «антифризы», замерзающие уже при –20 C и закипающие раньше чайника на плите. Основные вредители, порождающие подобные безобразия, – глицерин и метанол. Наше мнение об этих компонентах приведено ниже.

Почему о них заговорили только сейчас? Ответ, конечно же, упирается в деньги: глицерин стоит копейки, применять его очень выгодно. А метанол пытается вытягивать недостатки глицерина, добавляя при этом собственные…

Что купить?

Когда каждая вторая упаковка несет в себе скрытую опасность, давать советы трудно. Поэтому рекомендуем пользоваться результатами наших испытаний. Ну а если жидкость имеет одобрение уважаемого автопроизводителя, ей смело можно доверять. Впрочем, нелишне уточнить статус такого одобрения на официальном сайте этого производителя.

01. SINTEC EURO ВЫБОР ЗР — ГОДИТСЯ!

Производитель ЗАО «Обнинскоргсинтез», Обнинск

Ориентировочная цена, руб./л 100

Нормальный продукт с хорошим запасом по температуре начала кристаллизации (–46 C).

02. Sibiria — ГОДИТСЯ!

Производитель ООО «Дзержинский завод органического синтеза», Дзержинск

Ориентировочная цена, руб./л 90

Состав нормальный, замечаний нет.

03. FELIX — ГОДИТСЯ!

Производитель ООО «Тосол-Синтез-Инвест», Дзержинск

Ориентировочная цена, руб./л 100

Замечаний по результатам проверки нет.

04. «ЛУКОЙЛ-Экстра» — ГОДИТСЯ!

Производитель ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», Пермь

Ориентировочная цена, руб./л 120

Всё в порядке. Отметим хороший запас по температуре начала кристаллизации (–47 C).

05. ABRO Green — ОПАСНО!

Производитель ЗАО «Делфин Индастри», Россия

Ориентировочная цена, руб./л 120

Применен запрещенный метанол. Не соответствует стандарту фракционный состав, заметно коррозионное воздействие на металлы. Использовать опасно.

06. Hi-Gear Gold — ГОДИТСЯ!

Производитель ООО «АвтоХимПроект», Москва

Ориентировочная цена, руб./л 140

Всё в норме. Есть запас по температуре начала кристаллизации (–45 C).

07. Pilots Yellow — ОПАСНО!

Производитель ООО «СТРЭКСТЭН», Пушкино

Ориентировочная цена, руб./л 70

Применен запрещенный метанол в смеси с вязким глицерином. Полное отсутствие этиленгликоля. Раннее начало кристаллизации (–37 ?C). Фракционный состав и воздействие на металлы не укладываются в стандарт. Использовать опасно.

08. X-FREEZE Green — НЕ СОВЕТУЕМ!

Производитель ООО «Синтез-Пак», Дзержинск

Ориентировочная цена, руб./л 60

Добавлены вязкие компоненты: глицерин и пропиленгликоль. Поэтому плотность продукта не соответствует стандарту. Применять нежелательно.

09. АЛЯSКА — ОПАСНО!

Производитель ООО «ТЕКТРОН», Пушкино

Ориентировочная цена, руб./л 80

Применен запрещенный метанол. Не соответствуют стандарту: плотность, температура начала кристаллизации (–37 ?C), фракционный состав, коррозионное воздействие. Использовать опасно.

10. UNIX — ОПАСНО!

Производитель ООО «ПКФ «СВ-Хим», Дзержинск

Ориентировочная цена, руб./л 80

Применен запрещенный метанол в смеси с глицерином и диэтиленгликолем. Фракционный состав – не по стандарту, велико коррозионное воздействие на металлы.

11. NORD — ГОДИТСЯ!

Производитель ООО «Гелена ХимАвто», Москва

Ориентировочная цена, руб./л 80

Антифриз нормальный. С температурой начала кристаллизации он попал тютелька в тютельку: –40 ?C. Но ведь попал же!

12. GREEN — НЕ СОВЕТУЕМ!

Производитель «Миссия», Дзержинск

Ориентировочная цена, руб./л 60

Не соответствует стандарту плотность, очень раннее начало кристаллизации (–25 ?C). Фракционный состав – не по стандарту, отмечено коррозионное воздействие на металлы.

Справка

Глицерин в ОЖ добавляют потому, что это очень выгодно: он почти бесплатный! Но, увы, вязкий, особенно на морозе. Поэтому на помощь призывают метанол. Но тот закипает уже при 64,5 ?C да еще и растворяет все подряд. Результат – плачевный. ИЗ ПРОВЕРЕННЫХ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ ТОЛЬКО ПОЛОВИНА БЕЗОПАСНЫ!

Что и зачем проверяли

— Внешний вид. Оценивают цвет, наличие примесей и осадка, расслоение и т. д.

— Плотность. Она позволяет идентифицировать продукт и, в частности, подтвердить количественное содержание этиленгликоля и воды.

— Температура начала кристаллизации. Та температура, при которой в ОЖ появляются первые кристаллы льда, а продукт начинает переходить из жидкого состояния в шугу (кашеобразная масса).

— Фракционные данные. Именно этот показатель «не пропустит» ОЖ с добавлением одноатомных спиртов или других легкокипящих фракций.

— Коррозионное воздействие. Учитывается воздействие на металлические компоненты системы охлаждения. Отметим, что ГОСТ не учитывает кавитационное воздействие ОЖ.

— Вспениваемость. Проверяется, не создаст ли пена глобальных зон перегрева на поверхности двигателя при определенных температуре, скорости прокачки и турбулентности антифриза.

— Набухание резины. Оценка воздействия на резину (размягчение, набухание, усыхание, растрескивание и отвердевание).

— Водородный показатель. Показывает, кислая среда или щелочная. Косвенный показатель коррозионности антифризов.

— Щелочность. Оценивает запас щелочности, который пойдет на нейтрализацию органических кислот, образующихся при эксплуатации ОЖ, и продуктов окисления этиленгликоля.

Михаил Колодочкин

За рулем

В этом устройстве с солидным названием (прибор Баумана-Фрома) оценивают температуру начала кристаллизации охлаждающей жидкости по ГОСТ 28084-89.

Оценка пенообразующих свойств. Тут все просто: чем меньше пены и чем быстрее она исчезает, тем жидкость лучше.

Источник: https://autolubricants.info/ekspertiza-i-testy/antifirizy/test-antifrizov-za-rulyom/

Лучшие антифризы, топ-10 рейтинг хороших антифризов

Антифризы — экспертиза 12 образцов — журнал За рулем

Охлаждающая жидкость очень важна для любого автомобиля. Если она выбрана правильно, то двигатель не станет перегреваться из-за чрезмерных нагрузок.

В этом рейтинге представлена только качественная продукция.

Мы проанализировали предпочтения многих пользователей и составили топ-10 лучших антифризов по соотношению цены и качества, которые можно найти на российском рынке автомобильных товаров.

На что обратить внимание при выборе антифриза?

Антифриз не должен закипать или замерзать во время использования. Все эти составы можно разделить на несколько групп, согласно общепринятой международной классификации:

  • G11 имеет синюю или зеленую окраску. Они отличаются самым коротким сроком службы – всего лишь 2 года;
  • G12 окрашены в красный, розовый или фиолетовый цвет, период эксплуатации жидкости составляет вплоть до пяти лет;
  • G12+ являются разновидностью предыдущей группы только с одной особенностью – их разрешается перемешивать с любыми другими охлаждающими жидкостями.
  • G13 являются современными безвредными охлаждающими жидкостями на основе полипропиленгликоля. Появились в 2012 году.

Антифриз красный – зеленый – синий. В чем разница?
При покупке обращают внимание на внешний вид упаковки. Подделку очень легко определить по следующим критериям:

  • Слишком дешевая цена;
  • Наличие осадка;
  • Резкий или неприятный запах;
  • В описании отсутствует значение рН;
  • Упаковка некачественная, видно, что ее напечатали в кустарных условиях.

В процессе эксплуатации жидкости нужно внимательно следить за ее состоянием. Если она будет менять окраску, то это скажет об определенных проблемах в системе охлаждения или же о низкокачественном составе.

10. Liqui Moly Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL12 Plus 5L

Этот продукт был разработан немецкими специалистами. Он представляет собой жидкость, окрашенную в синий цвет, хорошо подойдет для любых типов двигателей вне зависимости от материалов их производства: чугунных, алюминиевых сплавов и так далее. Антифриз будет качественно охлаждать мотор, оснащенный интеркулером.

Антифриз сохраняет все свои эксплуатационные качества в расширенном температурном диапазоне – от -40 до +110 градусов. Срок службы жидкости составляет от 2 до 5 лет в зависимости от условий использования. Она соответствует всем имеющимся международным стандартам и рекомендована для большинства двигателей.

Преимущества:

  • Хорошо убирает лишнее тепло от нагревающихся элементов мотора, не допуская его перегрева;
  • С ее помощью создается защитный слой на металлических деталях, который предохраняет их от окисления;
  • Выступает в качестве дополнительной смазки насоса, что будет продлевать срок его эксплуатации;
  • Не разъедает пластиковые и резиновые элементы;
  • Благодаря этому средству можно пользоваться автомобилем в широком диапазоне температур.

Недостатки:

  • Высокая цена;
  • Весьма низкая температура кипения — +109 градусов.

9. Toyota Long Life Coolant Red Concentrate 1L

Это концентрированный антифриз – жидкость, окрашенная в красный цвет. Может использоваться не только в автомобилях марки Toyota, но и в ряде других моделей. Категорически запрещается смешивать с другими охлаждающими жидкостями.

Перед заливкой антифриз необходимо развести дистиллированной водой в равных пропорциях. Полученная охлаждающая жидкость будет выдерживать температуры вплоть до -37 градусов, чего вполне достаточно для средней полосы.

В процессе эксплуатации не образует осадка.

Преимущества:

  • Надежно защищает мотор машины вне зависимости от материалов, из которых он изготовлен;
  • Способен надежно отводить лишнее тепло, повышая стабильность работы всех систем автомобиля даже при серьезных нагрузках;
  • Хорошо взаимодействует с уплотнителями и патрубками, изготовленными из пластика или резины.

Недостатки:

  • Бывает проблематично найти;
  • Высокая цена.

8. Liqui Moly Motorbike Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus 1L

Основная сфера использования этой охлаждающей жидкости – моторы байков и мотоциклов, однако его разрешается заливать и в двигатели автомобилей.

Он прекрасно совместим как с чугунными сплавами, так и со сплавами на основе алюминия, из которых производятся все современные двигатели.

Продается в полностью готовом к использованию виде, не нуждается в смешивании с дистиллированной или смягченной водой.

Преимущества:

  • Не допускает замерзания охлаждающей системы автомобиля;
  • Надежно защищает от коррозии;
  • Хорошо отводит тепло, предотвращая закипание мотора;
  • Рассчитан для оптимальной работы с моторами из алюминиевых сплавов.

Недостатки:

7. TCL Power Coolant Green -40 2L

Это один из лучших антифризов японского производства. Он изготавливается на карбоксилатной или органической основе – в полной мере соответствует всем международным стандартам и требованиям, в частности G12/G12++.

В него добавлены специальные компоненты, которые минимизируют воздействие трения на элементы автомобиля. Это позволяет продлить срок службы деталей транспортного средства, в первую очередь, двигателя и помпы. Производится на базе ряда органических кислот.

Преимущества:

  • Работает при широком диапазоне температур – от -40 до +110 градусов;
  • Создает на двигателе защитную пленку, не допускающую возникновения коррозии и иных разрушительных процессов;
  • В составе имеются только органические вещества, не образующие во время эксплуатации осадка.

Недостатки:

  • При понижении температуры становится чересчур вязким, что затрудняет циркуляцию по системе охлаждения.

6. AGA Z40 5L

Эта охлаждающая жидкость может применяться в двигателях грузовых и легковых автомобилей различных марок.

При этом мотор может работать как на бензине, так и на дизельном топливе, очень эффективно себя показывает в форсированных двигателях. Не нуждается в замене в течение 150 тысяч километров пробега.

Антифриз дополнительно защищает сальники помпы от разрушения, предохраняет все металлические детали от возникновения коррозионыых и кавитационных процессов.

Ещё:  ТОП-10 лучших преобразователей ржавчины

Жидкость окрашена в красный цвет, совместима с любыми тосолами и антифризами вне зависимости от цвета при условии, что они изготовлены на основе этиленгликоля. При необходимости в состав можно добавлять до 10% дистиллированной или мягкой воды.

Все добавленные присадки качественные, они обеспечивают надежную работу жидкости в температурном диапазоне от -40 до +123 градусов.

Преимущества:

  • Невысокая цена;
  • Совместимость с большинством других охлаждающих жидкостей;
  • Высокая температура закипания;
  • Легко найти в продаже;
  • Хорошо очищает двигатель от загрязнений.

Недостатки:

  • Температура замерзания немного выше заявленной.

5. AGA Z42 10L

Это один из наиболее хороших антифризов зеленого цвета, его можно использовать как в отечественных, так и в зарубежных двигателях. Наиболее эффективно реализует свои характеристики в моторах с турбонаддувом, которые работают на повышенных оборотах, возникающих во время разгона или при высоких скоростях.

Антифриз сохраняет свои полезные качества при различном давлении и в значительном температурном диапазоне – от -42 до +123 градусов. В него добавлен флуоресцирующий краситель, подсвечивающийся при ультрафиолетовом излучении – это облегчает поиск протечки.

Преимущества:

  • Прекрасно защищает металлические детали двигателя от переохлаждения или перегрева;
  • Низкая температура замерзания;
  • Высокие антикоррозийные и смазывающие качества;
  • Надежная защита от кавитации;
  • Универсальность;
  • Совместимость с большинством двигателей.

Недостатки:

  • Образование осадка в процессе эксплуатации.

4. AGA Z65 5L

Это универсальная охлаждающая жидкость, которую можно использовать на грузовых и легковых автомобилях вне зависимости от того, какой марки двигатель установлен в транспортном средстве.

Производители рекомендуют использовать такой антифриз в двигателях, оборудованных турбонаддувом, интеркулеров, а также в случае, если машина используется в зимних условиях на участках с незначительным обдувом, что зачастую бывает в городской черте.

Изготовитель дает гарантию, что продукция способна надежно проработать без замены в течение 5 лет или же на 150 тысячах километрах пробегаВ состав охлаждающей жидкости внесены органические присадки, обеспечивающие высокие показатели теплоемкости и способность работать в температурном диапазоне от -65 до +132 градусов.

Преимущества:

  • Продолжительный период эксплуатации;
  • Значительное количество присадок;
  • Хорошая степень защиты от коррозии.

Недостатки:

  • Во время эксплуатации достаточно быстро образуется осадок.

3. Sintec Unlimited 5L

Антифриз производится по новейшей биполярной технологии на основе высококачественного этиленгликоля. По своим эксплуатационным свойствам это один из лучших составов, поэтому он по праву занимает одно из первых мест в рейтинге антифризов.

Он подвергался целому ряду функциональных тестов, подтверждающих его высокое качество.

Температура замерзания жидкости ниже, чем заявляет производитель – антифриз начинает кристаллизоваться при -45 градусах, что позволяет использовать его даже в наиболее суровых климатических условиях.

Ещё:  ТОП 10 лучших ручных пылесосов для дома и автомобиля

Преимущества:

  • В составе имеются очень активные ингибиторы, нейтрализующие ржавчину;
  • Температура замерзания намного ниже, чем указано на упаковке;
  • Может эксплуатироваться более 5 лет.

Недостатки:

2. Felix Energy G12+ 1L

Это состав отечественного производства, который подходит абсолютно для любых транспортных средств: с форсированным двигателем; с моторами, оснащенными турбонаддувом и используемыми в довольно суровых климатических условиях, с интеркулером и так далее.

Антифриз позволяет использовать транспортное средство в диапазоне температур от -40 до +50 градусов, сама жидкость сохраняет свои эксплуатационные свойства от -48 до +130 градусов. Это средство блокирует участки ржавчины, образуя на них слой толщиной не более 1 микрона.

Преимущества:

  • Расширенная сфера применения;
  • Высокая температура закипания;
  • Антикоррозийная присадка выполняет большое количество функций в двигателе;
  • Приемлемая цена.

Недостатки:

  • Кристаллизация начинается при более высокой температуре, чем это заявляет производитель.

1. Lukoil Antifreeze G12 Red 5L

Один из лучших антифризов, предназначенных для автомобилей марки ВАЗ и других отечественных машин. Жидкость производится на основе карбоксилатной технологии, что обеспечивает низкую температуру замерзания. Она используется исключительно в замкнутых системах охлаждения мотора легковых и грузовых транспортных средств, способна работать при температуре до -40 градусов.

Благодаря данному средству удается обеспечить надежную защиту всей охлаждающей системы от замерзания, возникновения накипи или перегрева. Антифриз может использоваться даже для двигателей, изготовленных на основе алюминиевых сплавов, подвергающихся высоким нагрузкам в процессе эксплуатации. Он не оказывает разрушительного воздействия на резиновые шланги и пластиковые детали.

Преимущества:

  • Можно смешивать с антифризами любых цветов;
  • Повышенные показатели теплопроводности;
  • Эффективность применения.

Недостатки:

В заключении полезное видео по охлаждающим жидкостям

Правильно выбранный антифриз продлит срок службы двигателя, будет отводить лишнее тепло. Нужно внимательно следить за уровнем охлаждающей жидкости, регулярно подливать ее, если он снижается.

Мы постарались выбрать лучшие антифризы для ваших автомобилей. Может, вы хотите поделиться своим мнением относительно той или иной жидкости?!
Замена антифриза. Как подобрать антифриз? Обзор avtozvuk.

ua
Нужно долить антифриз? И не помните, какой раньше заливали? Сейчас подскажем…

Источник: https://zen-Top.ru/top-luchshih-antifrizov/

Экспертиза «За рулем»: тест охлаждающих жидкостей на горение

Антифризы — экспертиза 12 образцов — журнал За рулем

Недавно по телевидению прошел сюжет про творог, который горит! Я не знаю, что туда подмешали. Но абсолютно уверен, что получить легковоспламеняющуюся охлаждающую жидкость намного проще.

Достаточно при производстве вместо дорогого этиленгликоля использовать дешевый глицерин и добавить метанол для приведения вязкости продукта к приемлемому уровню. Причем этим занимаются многие производители.

И никому не говорят, что температура кипения метанола — всего-навсего 64,5°C. Зачем, дескать, пугать людей?

Чем метанол опасен для моторов, мы писали неоднократно. Но никогда не заостряли внимание на том, что утечка в системе охлаждения может привести… к пожару. Попади метанол, скажем, на раскаленный коллектор — и привет: вспоминайте, как звонить с мобильника пожарным. Не верите? Мы провели небольшие испытания.

Закупив в подмосковном магазинчике дюжину различных охлаждающих жидкостей, именуемых тосолами и антифризами, мы напросились в гости в химлабораторию — измерить температуру кипения и определить таким образом наличие метанола. В серьезных испытаниях для этого обычно используют хроматограф, который легко покажет на экране состав проверяемой жидкости. Но наша цель была иной.

Хроматограф — это нечто заумное, а электрическая плитка и термометр сделают проверку простой и наглядной. Особенно когда на плитке одновременно стоят два стаканчика с жидкостями, одна из которых вовсю кипит, а вторая и не думает. Именно такой эксперимент мы и провели.

Тем, кто захочет его повторить, очень советуем раздобыть специальные термостойкие стаканчики, которые не станут трескаться в неподходящий момент.

Мы нагревали каждую приобретенную жидкость, фиксируя температуру начала кипения (появление первых пузырьков) и собственно температуру кипения. Полученные результаты приводим в нашей фотогалерее.

Вспомнив про горящий творог, мы попытались поочередно поджечь все проверяемые жидкости зажигалкой. Результат жутковатый: пять образцов из дюжины мгновенно вспыхнули.

Более того, если на плитке одновременно находились два стаканчика — один со стандартным антифризом, а другой с метанольным коктейлем, то при попытке поджечь хорошую жидкость вспыхивал… соседний состав.

Пары метанола очень не любят раскаленных поверхностей и открытого огня!

Результаты наших исследований относятся к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для выводов о деятельности той или иной компании. Вполне возможно, что некоторые производители повторят наш эксперимент — прежде всего те, чья продукция на поверку оказалась небезопасной.

Еще один простейший способ выявить жидкость низкого качества — использовать тест-полоски, определяющие наличие алкоголя в слюне. Во всех случаях индикаторы, искупавшись в метанольном коктейле, поменяли цвет.

А что делать потребителю? Кипятить товар перед покупкой ему точно не разрешат. Один из способов оградить себя от неприятностей — приобретать только те товары, которые хорошо зарекомендовали себя в наших экспертизах. Избегайте торговых развалов на обочинах дорог.

Хотя и в магазинах (как следует из нашего эксперимента) не всегда продают качественный товар. Причем продавцы иногда понятия не имеют, какие неприятности сулит нормальная с виду канистра. Поэтому еще один совет: пользуйтесь услугами проверенного автосервиса.

Сервисмены судят о качестве приобретенной партии товара, устраивая выборочную проверку. Это куда надежнее единичных закупок.

Sintec Euro G11, Россия

Температура начала кипения 99 ºС Температура кипения 105 ºС

НЕ ГОРИТ!

Антифриз SINTEC EURO – охлаждающая жидкость последнего поколения, созданная на основе высококачественного моноэтиленгликоля и импортных ингибиторов коррозии. Обладает смазывающими свойствами, продлевающими ресурс водяного насоса. Не повреждает резиновые детали системы охлаждения.

Аntifreeze Maxim, Россия

Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 84 ºС

ГОРИТ!

Antifreeze G11 Pilot, Россия

Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 84 ºС

ГОРИТ!

Unix Antifreeze, Россия

Температура начала кипения 79 ºС Температура кипения 88 ºС

ГОРИТ!

Nord Antifreeze, Россия

Температура начала кипения 106 ºС Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ!

ТCL Anti-Freeze, Япония

Температура начала кипения 100 ºС Температура кипения 105 ºС

НЕ ГОРИТ!

Антифриз CoolStream Standard —40 ºС, Россия

Температура начала кипения 105 ºС Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ!

Тосол —40 Felix, Россия

Температура начала кипения 99 ºС Температура кипения 105 ºС

НЕ ГОРИТ!

Тосол Айсберг, Россия

Температура начала кипения 103 ºС Температура кипения 106 ºС

НЕ ГОРИТ!

Тосол Аляsка, Россия

Температура начала кипения 91 ºС Температура кипения 93 ºС

ГОРИТ!

Тосол Дзержинский Maxim, Россия

Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 89 ºС

ГОРИТ!

Тосол-север 40, Россия

Температура начала кипения 103 ºС Температура кипения 106 ºС

НЕ ГОРИТ!

Источник: www.zr.ru

Источник: https://antifreeze.oos.ru/reviews/review_8.html

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости – экспертиза ЗР

Антифризы — экспертиза 12 образцов — журнал За рулем

Вода не горит, а вот антифриз — запросто. Рассказываем и показываем, чем опасны охлаждающие жидкости, если в них вместо дорогостоящих компонентов намешана дешевая химия.

Многие приобретают негодные жидкости для системы охлаждения не из жадности и не по глупости. На прилавке все охлаждающие жидкости выглядят вполне пристойно, а ценники у них схожие.

Разница в цене зависит обычно от аппетита продавца и его маркетинговых уловок (привлекательная реклама, красивая упаковка, рекламные акции), но часто не от содержимого.

Чтобы помочь автолюбителям выбрать хорошую жидкость, мы провели очередное расследование.

Огонь!

Основной эксперимент настолько прост, что повторить наши опыты сможет любой желающий. В том числе и производители, у которых возникнут сомнения в результатах экспериментов ЗР: проверьте, горит ваша продукция или нет.

Охлаждающая жидкость становится легковоспламеняемой, когда вместо дорогостоящего этиленгликоля производитель использует более дешевые глицерин и метанол.

Ведь температура кипения метанола — всего лишь 64 градуса с хвостиком (нормальная охлаждающая жидкость закипает при температуре примерно 108 ºС).

И это опасно не только потому, что такой антифриз может вспыхнуть, случайно угодив, к примеру, на раскаленный коллектор.

Страшилка для тех, кто верит сказкам про безвредность охлаждающих жидкостей с метанолами и глицеринами. В прежней жизни это была качественная чугунная гильза. Но борьбу с кавитацией она проиграла нокаутом. Вместе с двигателем, естественно.

Страшилка для тех, кто верит сказкам про безвредность охлаждающих жидкостей с метанолами и глицеринами. В прежней жизни это была качественная чугунная гильза. Но борьбу с кавитацией она проиграла нокаутом. Вместе с двигателем, естественно.

Материалы по теме

Давайте заглянем внутрь двигателя. Поршни носятся вверх-вниз, вращается коленчатый вал. Подобная «гимнастика» неизбежно вызывает колебания стенок цилиндров: гильзы начинают вибрировать. Охлаждающая жидкость испытывает перепады давления, периодически вскипая.

При этом на наружных стенках гильз возникают воздушные пузырьки, которые, лопаясь, порождают эффект кавитации. И если жидкость легкокипящая (с глицерином и метанолом), кавитация резко усиливается. Пузырьки взрываются, выгрызая из гильз кусочки металла. После этого — два пути: капремонт или помойка.

Аналогичным образом от кавитации страдает крыльчатка насоса охлаждающей жидкости.

Кроме того, если в системе охлаждения возникают паровые пробки, то охлаждающая жидкость перестает циркулировать. Двигатель начинает перегреваться, метанол из охлаждающей жидкости выкипает, остается водный раствор глицерина с температурой кристаллизации от —20 до —12 ºС. И такой «антифриз» вполне может замерзнуть.

Первые признаки закипания.

Первые признаки закипания.

Кадр посвящается тем, кто полагает, будто все охлаждающие жидкости разливаются из одной бочки. Ничего подобного! Синяя уже кипит, а вот красная и не думает.

Кадр посвящается тем, кто полагает, будто все охлаждающие жидкости разливаются из одной бочки. Ничего подобного! Синяя уже кипит, а вот красная и не думает.

Что получилось?

В тесте участвовало два с половиной десятка жидкостей — и почти половина не выдержала проверку! Мы измеряли у каждой жидкости температуру кипения и пытались ее поджечь.

По науке наличие метанола, как и иных веществ, оценивают на хроматографах. Но мы специально ставили наглядный эксперимент. Результаты плачевные: почти половина проверенных охлаждающих жидкостей может отправить двигатель в капремонт.

Фрагмент испытаний охлаждающих жидкостей на коррозию. Полная проверка занимает 336 часов при температуре 88 ºС. Каждая жидкость проходит проверку на шести различных образцах: медь, припой, латунь, сталь, чугун, алюминий. В конце теста оценивают изменение массы каждой пластинки, а также изучают ее внешний вид.

Фрагмент испытаний охлаждающих жидкостей на коррозию. Полная проверка занимает 336 часов при температуре 88 ºС. Каждая жидкость проходит проверку на шести различных образцах: медь, припой, латунь, сталь, чугун, алюминий. В конце теста оценивают изменение массы каждой пластинки, а также изучают ее внешний вид.

Чуть больше года назад (ЗР, № 8, 2016) мы провели аналогичную экспертизу — тогда из дюжины протестированных охлаждающих жидкостей половина оказалась пожароопасной. Три из них — Pilot, Unix и Аляsка — вновь попали к нам на проверку. И опять та же картина: горят синим пламенем.

Видимо, производители за это время не успели (или не захотели) изменить технологию и наладить выпуск негорючих охлаждающих жидкостей. Самым страшным для них будет наказание рублем — если люди перестанут покупать их продукцию.

Равно как и другие охлаждающие жидкости, не выдержавшие испытания.

Тех, кому захочется повторить наши эксперименты, предупреждаем: использовать следует только химические стаканчики из тонкого стекла. Граненый может лопнуть! Перчатки тоже не помешают.

Тех, кому захочется повторить наши эксперименты, предупреждаем: использовать следует только химические стаканчики из тонкого стекла. Граненый может лопнуть! Перчатки тоже не помешают.

Материалы по теме

Результаты теста — в фотогалерее. Они относятся только к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для каких-либо выводов о деятельности той или иной компании в целом.

Как выбрать хорошую охлаждающую жидкость? Самый простой и надежный вариант — воспользоваться результатами наших исследований и приобретать только ту продукцию, которая успешно выдержала испытание. Вы продлите жизнь вашему двигателю и сможете избежать дорогостоящего ремонта.

Тосол Аляsка

Тосол Аляsка

ООО «Тектрон», Пушкино

Температура кипения 82 ºС

ГОРИТ

Антифриз ГОСТ Green

Антифриз ГОСТ Green

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 76 ºС

ГОРИТ

Тосол ГОСТ (синий)

Тосол ГОСТ (синий)

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 76 ºС

ГОРИТ

Антифриз Каждый День

Антифриз Каждый День

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 110 ºС

НЕ ГОРИТ

Тосол Каждый День

Тосол Каждый День

Производитель не указан

Температура кипения 96 ºС

НЕ ГОРИТ

Тосол ОЖ-40 (синий)

Тосол ОЖ-40 (синий)

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 86 ºС

ГОРИТ

Тосол Ойлрайт

Тосол Ойлрайт

ООО «Тектрон», Пушкино

Температура кипения 91 ºС

ГОРИТ

Тосол Полярник

Тосол Полярник

ООО «Синтез-Пак», Дзержинск

Температура кипения 103 ºС

НЕ ГОРИТ

Тосол Полярный круг

Тосол Полярный круг

ООО «Полихимавто», Дзержинск

Температура кипения 108 ºС

НЕ ГОРИТ

Тосол-север

Тосол-север

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 108 ºС

НЕ ГОРИТ

Антифриз CoolStream

Антифриз CoolStream

ОАО «Техноформ», Климовск

Температура кипения 108 ºС

НЕ ГОРИТ

Antifreeze Gostin

Antifreeze Gostin

ООО «НПО „Органик-Прогресс“, Дзержинск

Температура кипения 89 ºС

ГОРИТ

Антифриз Green Лукойл

Антифриз Green Лукойл

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ

Antifreeze G11 Luxe (синий)

Antifreeze G11 Luxe (синий)

АО «Делфин Индастри», Пушкино

Температура кипения 91 ºС

ГОРИТ

Antifreeze Nord (зеленый)

Antifreeze Nord (зеленый)

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ

Аntifreeze Nord Тruck (красный)

Аntifreeze Nord Тruck (красный)

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 121 ºС

НЕ ГОРИТ

Аntifreeze Nord Тruck (cиний)

Аntifreeze Nord Тruck (cиний)

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 121 ºС

НЕ ГОРИТ

Аntifreeze G11 Pilot (зеленый)

Аntifreeze G11 Pilot (зеленый)

ООО «Стрэкстэн», Пушкино

Температура кипения 79 ºС

ГОРИТ

Аntifreeze G12 Pilot (красный)

Аntifreeze G12 Pilot (красный)

ООО «Стрэкстэн», Пушкино

Температура кипения 80 ºС

ГОРИТ

Antifreeze Sibiria (красный)

Antifreeze Sibiria (красный)

ООО «Дзержинский завод органического синтеза», Дзержинск

Температура кипения 103 ºС

НЕ ГОРИТ

Antifreeze G11 Sintec Euro

Antifreeze G11 Sintec Euro

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 110 ºС

НЕ ГОРИТ

Antifreeze Starex (зеленый)

Antifreeze Starex (зеленый)

ООО «Нижне­камск­нефте­­орг­синтез», Нижнекамск

Температура кипения 86 ºС

ГОРИТ

Тосол Starex (синий)

Тосол Starex (синий)

ООО «Нижне­камск­нефте­­орг­синтез», Нижнекамск

Температура кипения 81 ºС

ГОРИТ

Антифриз UAZ G12

Антифриз UAZ G12

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 112 ºС

НЕ ГОРИТ

Аntifreeze G12 UNiX

Аntifreeze G12 UNiX

ООО «ПКФ „СВ-ХИМ ПРО“, Дзержинск

Температура кипения 81 ºС

ГОРИТ

Тосол UNiX

Тосол UNiX

ООО «ПКФ „СВ-ХИМ ПРО“, Дзержинск

Температура кипения 81 ºС

ГОРИТ

Антифриз Z42 (зеленый)

Антифриз Z42 (зеленый)

ООО «Автохимпроект», Москва

Температура кипения 109 ºС

НЕ ГОРИТ

В стародавние времена в ради­аторы автомобилей заливали воду. С наступлением холодов ее разбавляли этиленгликолем; такой состав на морозе превращался в вязкую шугу с кристалликами льда, которая не угрожала порвать в клочья мотор и радиатор. Это и был первый антифриз (в переводе — незамерзайка).

Чугунным моторам и латунным радиаторам дремучих автомобилей подобная смесь не грозила коррозией. А вот в более современных двигателях горячий антифриз начал выгрызать куски металла.

Поэтому химики создали новую охлажда­ющую жидкость. Первые три буквы ее названия взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» позаимствовали из химической терминологии.

Так появился «Тосол».

Название превратилось в имя нарицательное. Однако к сегодняшнему дню ситуация изменилась: этим именем начали называть любые охлаждающие жидкости для машин отечественного производства.

«Тосол» и «антифриз» стали чуть ли не синонимами определений «плохой» и «хороший». К сожалению, такое разделение ­охлаждающих жидкостей поддержали все — от оптовиков и розничных торговцев до автомобилистов.

В то, что сегодня называют тосолом, производители чаще всего добавляют присадки, обеспечи­ва­ющие разве что минимальные антикоррозионные свойства. И это объяснимый ход: дешево и вполне достаточно для Жигулей.

А вот чтó заливают в яркие и привлекательные канистры с надписями ­«Антифриз», мало кому известно. И тем более неизвестно, как оно ­отразится на здоровье современного двигателя дорогой иномарки.

Так что вывод традиционный: избежать неприятностей вам ­помогут экспертизы ЗР.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/909239-ogon-i-voda/

Советы доктора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: