Дислексия у детей: виды, признаки, причины, симптомы и лечение

Содержание
  1. Что такое дислексия у детей: симптомы и коррекция
  2. Что это такое?
  3. Когда стоит бить тревогу?
  4. Оптическая
  5. Фонематическая
  6. Аграмматическая
  7. Семантическая
  8. Мнестическая
  9. Откуда берется дислексия?
  10. Как чувствует себя дислектик?
  11. Почему дислектики не могут читать?
  12. Методика Рональда Дэйвиса
  13. Симптомы и лечение дислексии у детей
  14. Классификация
  15. Симптоматика
  16. Диагностика
  17. Лечение
  18. Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины
  19. Почему так происходит?
  20. Причины дислексии
  21. Как определить дислексию?
  22. К кому обратиться?
  23. Коррекция, лечение дислексии
  24. Дислексия
  25. Почему возникает дислексия – причины заболевания
  26. Симптомы по возрастам
  27. Лечение, коррекция дислексии в Москве
  28. Профилактические меры
  29. Распространенные вопросы и ответы на них
  30. Социальные факторы
  31. Фонематическая дислексия
  32. Семантическая дислексия
  33. Аграмматическая дислексия
  34. Мнестическая дислексия
  35. Оптическая дислексия
  36. Тактильная дислексия

Что такое дислексия у детей: симптомы и коррекция

Дислексия у детей: виды, признаки, причины, симптомы и лечение

Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! Доброго времени суток вам, а вашим маленьким школьникам отличной успеваемости. Хотя не всегда успехи в школе зависят от ребенка.

Бывает так, что ученик старается, пытается, но все равно плохо читает и пишет с ошибками. Но не спешите его ругать. Возможно, он не «не хочет», а просто «не может» с этим справиться. Возможно, в процесс обучения вмешалась дислексия.

И с тем, что такое дислексия у детей я и предлагаю разобраться в этой статье.

Что это такое?

Заглянув в википедию, мы узнаем

Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

То есть получается, что школьник способен учиться в принципе, но вот читать и писать ему очень трудно.

Некоторые специалисты считают дислексию болезнью. Другие называют ее особенностью человека. Третьи чуть ли не даром Божьим. И, как ни странно, все они правы.

Если дислексия – болезнь, то очень необычная, она не поддается лечению с помощью таблеток и микстур, ее вообще невозможно вылечить.

Но зато можно принять эту особенность, научиться жить с ней, научиться справляться, провести коррекцию.

Ну а «проблемой гениев» дислексию называют потому, что очень многие великие знаменитые люди ею страдали. Хотя есть также версия, что они и стали гениями потому, что у них была дислексия.

Так что если у ребенка диагностировано это заболевание, родителям не стоит впадать в крайности. А крайностей может быть две:

  1. Думать, что это «конец света», что ребенок чуть ли не психический больной. Это совсем не так! Часто дети-дислектики одаренные создания, но не в чтении и письме, а в музыке, например, или физике.
  2. Думать, что совсем ничего страшного не случилось и не предпринимать никаких действий, надеясь, что со временем все само рассосется. Нет, не рассосется!

Чаще всего дислексия проявляет себя в возрасте 6-7 лет. И последние годы она диагностируется все чаще. Причем, мальчики подвержены ей больше, чем девочки.

И я считаю, что нам, как родителям детей младшего школьного возраста или будущих первоклашек, просто необходимо знать, как можно определить наличие этой проблемы. Так как от того, насколько быстро будут приняты меры, зависит счастье и успех наших детей.

Когда стоит бить тревогу?

Итак, давайте понаблюдаем за детьми. Стоит принимать меры, если ваш школьник:

  1. начинает часто тереть глаза во время чтения;
  2. пытается читать, используя только один глаз, а другой прикрывает;
  3. при чтении держит книгу очень близко к глазам;
  4. во время чтения и после него жалуется на плохое самочувствие (головную, боль, тошноту, головокружение);
  5. быстро устает;
  6. при чтении пропускает буквы, слова, предложения и даже целые абзацы текста;
  7. не понимает смысл того, что прочитал;
  8. некрасиво и неаккуратно пишет, слова наскакивают друг на друга;
  9. не может изобразить круг, квадрат, треугольник и другие геометрические фигуры;
  10. жалуется на буквы, говорит, что они прыгают, плавают и даже переворачиваются;
  11. любыми способами пытается избежать чтения и выполнения домашней работы.

Как быть если вы заметили, что эти симптомы присутствуют у вашего сына или дочурки? Обращаться к специалистам!

Какие специалисты нам нужны? Начать стоит с обследования у окулиста. Так как многие пункты из вышепредставленного списка могут быть признаками не дислексии, а плохого зрения или других проблем с глазами. Нужно их изначально исключить.

Затем не помешают консультации невропатолога и психолога. Ну и, в конце концов, отправляемся к логопеду – дефектологу. Только к грамотному специалисту, который имеет опыт работы с дислексией. Он проведет диагностику. И поможет определиться с коррекцией. Ну а способ коррекции подбирается индивидуально и зависит от вида дислексии. Да, друзья, она многогранна.

Оптическая

Она проявляется в том, что ребенку трудно различать символы, которые изображены на бумаге. Он путает буквы, которые похожи друг на друга. Например, Р и Ь, или Ь и Ы, или З и Э. Он перескакивает глазами со строчки на строчку, может перепрыгнуть через целый абзац или наоборот вернуться обратно.

Фонематическая

Ребенок путает близкие по звучанию звуки, например с — ц, б — п, смешивает их. Он читает по буквам, причем может их пропускать, и менять местами.

Аграмматическая

Это невозможность правильно связывать между собой части речи. Существительные, прилагательные, глаголы. Путаются окончания, то есть вместо «красивое платье» получается «красивый платье».

Семантическая

Очень интересный вид дислексии, при котором ученик может великолепно читать, быстро, но совершенно не понимать, о чем он читает. Если задать ему вопросы по прочитанному тексту, то он не сможет ответить. Слова в тексте для него просто отдельные слова, никак не связанные между собой и не несущие никакого смысла.

Мнестическая

Ребенок никак не может связать написанную на бумаге букву и звук, который она обозначает при чтении. То есть ощущения будут таким же, как если вам предложить прочитать текст на каком-нибудь неизвестном языке.

Откуда берется дислексия?

Она может быть врожденной и приобретенной.

Её причинами могут стать:

  • генетическая предрасположенность;
  • внутриутробные инфекции;
  • болезни мамы во время беременности;
  • затяжные роды;
  • родовые травмы;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания (полиомиелит, корь, краснуха);
  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • раннее обучение грамоте и его высокий темп.

Как чувствует себя дислектик?

Ну и теперь давайте представим себе ученика начальной школы, который не может нормально читать и писать. Какие проблемы у него возникают:

  • он не успевает за всеми;
  • учитель им не доволен, он не может ждать только его, ему нужно учить целый класс;
  • одноклассники над ним смеются и считают дурачком;
  • в дневнике поселяются двойки;
  • ребенок становится замкнутым или наоборот агрессивным;
  • развивается стойкий комплекс неполноценности.

А потом приходит он домой, а тут еще родители за двойки поддадут. И этим самым оттолкнут ребенка от себя очень далеко. Это огромная ошибка! Ведь ребенку не на кого больше рассчитывать. Только на папу с мамой.

И их задача не ругать, а поддержать, дать понять, что если он не такой как все, то это еще не говорит о том, что он плохой. Наоборот, он самый лучший! Самый талантливый! Просто тот способ чтения, который применяет основная масса людей ему не подходит, ему нужен другой, особенный способ.

Нельзя перегружать ребенка занятиями. Такие методы как «читаем до посинения» здесь не пройдут, только хуже будет.

Почему дислектики не могут читать?

Ну почему? Что такое с ними? Ну ведь, чтение – это же так просто! Интересовали меня эти вопросы, пыталась разобраться.

Дело в том, что такие люди, и не важно, маленькие они или уже взрослые, мыслят образами. Их образное мышление и образная память развиты так, как нам и не снилось. И они не могут воспринимать двухмерные изображения. А что такое буква? Это двухмерный символ. Поэтому им так трудно их различать. А они мыслят и видят этот мир в 3D, даже в 4D формате!

Когда мы с вами, друзья, читаем про себя, то внутри в голове все равно слова проговариваются. А у дислектика они не проговариваются, они всплывают в виде образов.

Если дислектик читает текст и видит слово «стул», то он поймет, что это стул, потому что образ стула у него в голове есть. А как быть со словом «через»? Или со словом «они»? Образа этих слов нет. Тупик! Эти «безОбразные» слова дезориентируют ученика и могут даже реально ухудшить самочувствие. А определить, что написано в предложении, дислектик сможет только если ему будут понятны все слова.

Причем и писать такому ребенку трудно. У этой проблемы свое название – дисграфия.

Вот вроде объяснила, а все равно трудно понять, как это? Ведь в чужую голову не заглянешь. И поэтому мне кажется, что помочь школьнику справиться с дислексией может только человек, который точно знает, как ребенок чувствует, как он видит. А знает он, потому что сам такой.

Методика Рональда Дэйвиса

Рональд Дэйвис. Дислексик, который справился со своей проблемой в 38 лет. После чего стал учить других справляться с нею. Он является автором книги «Дар дислексии».

В которой раскрывает суть этой проблемы, а также объясняет, как с ней справится. Основная идея методики в том, что двухмерным словам и символам нужно придать объемные образы.

Для этого детишки в соответствии с методикой много работают с пластилином.

Об этой методике очень хорошие отзывы. Похоже на то, что она работает. Так что давайте на всякий случай галочку себе поставим. Мало ли что…

Еще подробнее о дислексии рассказывают в этом видео. Причем рассказывают сами дислексики. Посмотрите, очень познавательно.

Хочу пожелать вам и вашим деткам крепкого здоровья и буду надеяться, что информация, представленная в статье, если вам и пригодится, то только так, для общего развития.

Благодарю вас за внимание и жду ваших комментариев!

Всего вам доброго!

До новых встреч!

Евгения Климкович.

Источник: https://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/disleksiya-u-detey/

Симптомы и лечение дислексии у детей

Дислексия у детей: виды, признаки, причины, симптомы и лечение

  • 1 Классификация
  • 2 Причины
  • 3 Симптоматика
  • 4 Диагностика
  • 5 Лечение

Дислексия – это понятие, объединяющее в себе нарушение способности к чтению. Оно может быть врожденным (часто такие проблемы носят семейный характер, передаваясь из поколения в поколение) или приобретенным.

Это состояние в младшем возрасте часто сопутствует психическим заболеваниям или задержкам умственного развития и очень сильно влияет на успеваемость в школе.

Первые признаки этого нарушения начинают проявляться у дошколят при обучении чтению, письму или счету.

Точной статистики по дислексикам не ведется, но, по мнению врачей, от этого процесса страдают от 5 до 10% детей, которые не имеют проблем с интеллектом, и около 20% страдающих от задержки речевого и психического развития. Мальчики страдают чаще от этого нарушения, чем девочки.

Классификация

Общее понятие «дислексия» включает в себя несколько ее разновидностей. В зависимости от механизма развития этого состояния различают следующие его виды:

  • оптическая дислексия – отличается нарушением зрительного восприятия букв, которое приводит к трудностям с запоминанием и различием внешне похожих букв;
  • фонематическая дислексия – проявляется изменением восприятия фонем (минимальных звуковых единиц), при которой возникают трудности с определением последовательности звуков, их количества и места в слове;
  • мнестическая дислексия – возникает при снижении речевой памяти, при ней у ребенка нет связи между внешним видом буквы и относящемуся к ней звуку. Она проявляется плохим запоминанием букв, заменой их при прочтении слов на другие;
  • семантическая дислексия(механическое чтение) – характеризуется тем, что ребенок технически читает хорошо, но не может воспринять и пересказать смысл слов;
  • аграмматическая дислексия – проявляется у детей с выраженной задержкой речевого развития и характеризуется неправильным согласованием окончаний слов в словосочетаниях.

Данная классификация позволяет врачам более точно описать имеющиеся проблемы с обучением и определить методы для воздействия на них.

Точно указать на факторы, вызывающие развитие таких нарушений, пока нельзя. У врачей существуют различные мнения по поводу причин дислексии у детей. Согласно данным современной медицины к ним можно отнести:

  • родовые травмы;
  • внутриутробные повреждения в следствие гипоксии, инфекций, приема матерью алкоголя или токсических веществ, отслойке плаценты;
  • детские инфекции: краснуха, герпес, паротит, ветряная оспа;
  • травмы головы;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушение нормального развития у детей при дефиците общения (в домах малютки, больницах, при социально неблагополучных родителях);
  • раннее и интенсивное обучение чтению.

Эти факторы могут влиять как на зрительное и слуховое восприятие слов и звуков, так и на дальнейшее нарушение слияния звуков в слоги, слова, предложения. Они изменяют не только способность к чтению, но и в дальнейшем могут мешать как письменному, так и устному общению со сверстниками и взрослыми людьми.

Симптоматика

Проявления признаков дислексии у детей могут проявляться уже на уровне средней группы детского сада. У таких малышей часто возникают трудности с запоминанием цифр, цветов, букв. Трудности может вызвать заучивание стишков, так как нарушение восприятия может проявиться в проблемах с чувством рифмы.

Такие дети переставляют слова местами в песнях и стихах, меняют местами слоги в произносимых словах, путают окончания.

Кроме того, дислексия у детей младшего возраста может проявляться малым количеством употребляемых в речи слов, неправильным их употреблением, отсутствием в разговоре сложных предложений.

Перечисленные признаки должны настораживать родителей и давать повод для обращения к логопеду.

У школьников младших классов проявление любых форм дислексии часто приводит к появлению типичных для этого заболевания ошибок: заменой букв в словах, перестановкой слогов, зеркальным чтением, большом количестве ошибок при письме со слов или книги.

Часто им сопутствует низкий уровень развития мелкой моторики. Эти признаки часто влияют на скорость письма и технику чтения, что может вызвать насмешки остальных детей и нежелание посещать школу.

Симптомы дислексии у детей школьного возраста часто становятся причиной низкой успеваемости.

Проявления этого состояния возможны и в более взрослом возрасте. В этом случае люди могут терять уже имеющиеся навыки чтения, счета или письма. Это может быть связано с травмами, инфекциями головного мозга или нарушениями его кровообращения.

Внимание! Только врач после качественного обследования может поставить диагноз «дислексия» и выбрать методы коррекции этого состояния.

Диагностика

Для того, чтобы определить причину сложностей с обучением, нужно провести специальные тесты на дислексию. Этим занимается врач со специализацией логопеда либо невролога, в зависимости от проявлений. Специалист оценивает следующие показатели:

  • словарный запас;
  • развитие устной речи, письма, невербальных способов общения;
  • умение концентрировать внимание, делать логические выводы;
  • память.

После этого необходимы консультации окулиста и отоларинголога на наличие болезней, мешающих восприятию звуков и зрительных образов.

В качестве дополнительных исследований используются электроэнцефалография и эхоэнцефалография.

С помощью этих методов выявляются объемные образования в головном мозге, увеличение внутричерепного давления, которые могут оказывать негативное действие на способность к обучению и даже вызвать опасные для здоровья и жизни ребенка последствия. Диагностика дислексии должна быть полной и проводиться компетентными докторами.

Лечение

Избавиться от дислексии не всегда удается полностью. Однако это не мешает детям с этой проблемой успешно развиваться и получать достаточный объем знаний в школе. Для этого часто используется методика Дейвиса по устранению дислексии.

Она заключается в освоении ребенком сложных картинок или символов с помощью воображаемых образов. Такое решение проблемы позволяет детям быстрее наладить логические связи между последовательностью действий, слов в предложении.

Этот метод коррекции дислексии достаточно эффективен для многих детей, которые имеют проблемы с психическим развитием.

При имеющихся нарушениях зрения и слуха параллельно с работой логопеда нужно проводить терапию, направленную на восстановление этих функций. Без этого лечение дислексии у детей может не оказать желаемого эффекта. При поражении головного мозга, вызывающем снижение способностей к обучению, требуется повышенное внимание неврологов с применением лекарственных средств, массажа, рефлексотерапии.

Нужно начинать лечить дислексию не допуская запущенного процесса и сильного отставания от сверстников.

Чем раньше будут назначены коррекционные упражнения, тем больше вероятность успешного обучения в школе и получения достаточных навыков для дальнейшей учебы.

Не всегда принимаемые меры могут полностью убрать имеющиеся сложности у ребенка, но в любом случае они смогут помочь ему наладить общение и взаимодействие с окружающими людьми.

Важно! Для родителей таких школьников нужно донести до учителей информацию о том, что их ребенок имеет особенности восприятия информации.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.Вам не трудно, а автору приятно.

Спасибо.

(40 Голосов, в среднем: 5,00 из 5)

Источник: https://facey.ru/deti/disleksiya.html

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Дислексия у детей: виды, признаки, причины, симптомы и лечение

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

Чаще данное состояние диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с обучением чтению и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
    пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Причины дислексии

Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

К физиологическим факторам относят:

  • Повреждения мозга в перинатальном периоде вследствие гипоксии плода, перенесенных матерью инфекциях (краснуха, герпес, корь, тяжелая форма гриппа), алкогольной или наркотической интоксикации.
  • Механические повреждения вследствие тяжелых родов, использования вспомогательных инструментов при затяжной родовой деятельности и т. д.
  • Поражения ЦНС ребенка в связи с заболеваниями желтухой новорожденных, нейроинфекциями, частыми болезнями, истощающими организм.
  • Наличие других заболеваний, влияющих на правильное развитие нервной системы и деятельности мозга (детский церебральный паралич, умственная отсталость).

Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

  • Билингвизм в семье.
  • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
  • Педагогическая запущенность.
  • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
  • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи — ОНР, ЗПРР.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

К кому обратиться?

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

  • наличие проблем со звукопроизношением;
  • способность к фонематическому восприятию;
  • уровень развития связной речи;
  • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Коррекция, лечение дислексии

Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

  • Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
  • Увеличение объема активного и пассивного словаря.
  • Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
  • Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.

Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

Источник: http://karkusha.su/disleksiya-u-detey-prichinyi-i-lechenie/

Дислексия

Дислексия у детей: виды, признаки, причины, симптомы и лечение

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться.

Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств.

Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально.

Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция.

Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Источник: https://www.medicina.ru/patsientam/zabolevanija/disleksiya/

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи – ФФН или ОНР.

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения.

При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом.

То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении.

При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции.

От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей.

Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику.

Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи.

Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dyslexia

Советы доктора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: