Формы дислексии таблица

Содержание
  1. Дислексия: формы, причины, симптомы, коррекция
  2. Что такое дислексия?
  3. Причины
  4. Симптомы дислексии
  5. Признаки дислексии
  6. У дошкольников
  7. У младших школьников
  8. У учеников средней школы
  9. У учеников старшей школы
  10. У взрослых
  11. Механизмы дислексии
  12. Классификация
  13. Лечение дислексии
  14. Дислексия
  15. Почему возникает дислексия – причины заболевания
  16. Виды дислексии
  17. Симптомы по возрастам
  18. Диагностика
  19. Лечение, коррекция дислексии в Москве
  20. Профилактические меры
  21. Распространенные вопросы и ответы на них
  22. Как лечить дислексию у детей и взрослых: причины, симптомы, коррекция и диагностика
  23. Краткое описание
  24. Формы дислексии
  25. Фонематическая
  26. Семантическая
  27. Аграмматическая
  28. Оптическая
  29. Мнестическая
  30. Тактильная
  31. Причины дислексии
  32. Симптомы
  33. Ранние признаки
  34. В дошкольном возрасте
  35. Младшая школа
  36. Средняя школа
  37. Старшая школа
  38. Взрослые
  39. Тест на дислексию
  40. Лечение и коррекция дислексии
  41. Характеристика дислексии
  42. Характеристика дислексии — на что следует обратить внимание родителям?
  43. Характеристика дислексии у дошкольников
  44. Школьный возраст и характеристика дислексии
  45. Характеристика дислексии — подростки и взрослые
  46. Когда необходимо обратиться к специалисту?
  47. Если дислексию не корректировать…

Дислексия: формы, причины, симптомы, коррекция

Формы дислексии таблица

Официально принятого обозначения этой патологии сегодня нет. Однако Международная ассоциация дислексии дала определение заболеванию.

Это нарушение способности к обучению, проявляющееся невозможностью верного и быстрого узнавания слов, получения навыков письма. Патологическое явление имеет неврологическое происхождение, обусловлено неполноценными фонологическими частями языка.

В статье даётся характеристика патологии, рассказывается, как проявляется дислексия, что это такое, чем вызвана, как корректируется.

Что такое дислексия?

Дислексия, что вызывает особые затруднения в получении навыка чтения, обусловлена исключительно недоразвитостью высших психических функций. По выраженности нарушения логопеды выделяют частичную патологию и алексию – полное отсутствие способности читать. Болезнь может быть отдельной, но чаще сочетается с дисграфией – нарушением способности писать.

Патологическое явление диагностируется почти у 5% детей с нормальным интеллектуальным уровнем. А у детей с речевыми дефектами и задержкой психического развития отмечается в 30–50% обращений. У мальчиков проблема фиксируется в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины

Последнее научное исследование показало, что патология очень часто обусловлена генетической предрасположенностью. Многие специалисты полагают, что нужно искать связь со скрытой леворукостью.

Главный провоцирующий фактор – дисфункция мозга, вызванная определёнными биологическими воздействиями. Во время внутриутробного формирования поражение мозга у эмбрионов может возникать из-за:

  • малокровия у матери;
  • обвития или дефекта пуповины;
  • асфиксии плода;
  • пороков сердца у беременной женщины или эмбриона;
  • отслоения плаценты;
  • проблемных родов;
  • фетоплацентарной недостаточности.

К мозговой дисфункции у плода могут привести токсические и инфекционные поражения нервной системы, спровоцированные:

  • алкоголизмом матери или приёмом сильнодействующих медикаментов;
  • желтухой у младенца, возникшей сразу после рождения;
  • гриппом, корью и иными инфекционными болезнями у беременной женщины;
  • эритробластозом – несовместимостью материнской и эмбриональной крови.

Врождённый сбой функционирования мозга бывает связан с механическим повреждением при:

  • изгнании плода во время родов;
  • тяжёлых и длительных родах;
  • внутричерепном кровоизлиянии во время движения по родовым путям.

Даже если ребёнок родился здоровым, существуют факторы, провоцирующие торможение формирования коры головного мозга. Такими факторами являются:

  • черепно-мозговые травмы;
  • проникшая в мозговые ткани инфекция;
  • ветрянка, краснуха, корь и прочие «детские» инфекционные болезни;
  • хронические патологии с тяжёлым течением.

Дислексическое расстройство бывает симптомом:

  • ДЦП;
  • задержки формирования психики;
  • умственного отставания;
  • афазии – отсутствия или изменения сформировавшейся речи;
  • алалии – недоразвитости речевой способности при нормальном слухе и интеллекте;
  • дизартрии – неправильного произношения из-за поражения нервной системы.

А также трудности с чтением бывают следствием неблагоприятных социальных условий:

  • дефицита общения;
  • двуязычия в межнациональной семье;
  • педагогической запущенности, отсутствия воспитания.

Симптомы дислексии

Можно подумать, что дислектик отстаёт в интеллекте и психике, так как отстаёт в письменных навыках. Но это не так. Неспособность верно писать не значит, что пациент, став взрослым человеком, будет ограниченным и слаборазвитым. Более того, среди дислектиков немало талантливых и знаменитых людей.

https://www.youtube.com/watch?v=qIM2ePYLA_8

Изучая дислектическое расстройство, специалисты установили, что многие пациенты:

  • обладают широким кругозором;
  • любознательны;
  • способны глубоко фантазировать;
  • имеют хорошую интуицию;
  • самостоятельно формируют взгляд на окружающий мир.

Симптоматика патологии бывает различной, определяется возрастом пациента.

Признаки дислексии

При дислексии такие симптомы нельзя игнорировать, так как они сигнализируют о быстром прогрессировании патологии. При появлении хотя бы одного признака из нижеуказанных нужно насторожиться, а больше 5 признаков – причина незамедлительного обращения к врачу. К таким признакам относятся:

  • несоблюдение порядка букв при образовании слов;
  • отказ от чтения вслух и написания текста;
  • несоблюдение порядка букв в словах, слов и чисел во фразах при написании и зачитывании;
  • проблематичное изучение алфавита и математических правил;
  • затруднённая ориентация в пространстве (правая и левая сторона);
  • рассеянность;
  • слабая память;
  • проблематичное выполнение примитивных просьб;
  • неправильный захват пальцами письменных принадлежностей;
  • трудности в получении навыков правописания и чтения.

У дошкольников

У малышей патология проявляется:

  • запоздалым формированием речевой способности;
  • затруднённым запоминанием слов и звукопроизношением;
  • слабой памятью (малыш долго думает почти над каждым словом);
  • проблематичным общением со сверстниками;
  • затруднённым изучением начальных навыков чтения и написания слов;
  • запутанным расположением букв в словах, слов во фразах при разговоре.

У младших школьников

У детей, посещающих младшую школу, патологическое явление проявляется:

  • непониманием смысла слов;
  • вставлением во фразы одних слов вместо других (обычно это похожие либо по произношению, либо по значению слова);
  • неправильным склонением и временным употреблением слов;
  • переворачиванием или обратным порядком слов;
  • коверканьем букв;
  • неспособностью различать математические знаки;
  • затруднённым запоминанием услышанного;
  • нарушенной координацией движений;
  • неуклюжестью;
  • импульсивным поведением;
  • замедленным обучением.

У учеников средней школы

При дислексическом расстройстве:

  • скорость и чёткость чтения хуже, чем у сверстников;
  • категоричный отказ от чтения и написания любых текстов;
  • слабая память, неспособность планировать работу, придерживаться распорядка дня;
  • конфликтный уровень общения со сверстниками;
  • проблемы с чтением эмоций на лице и восприятием телодвижений;
  • нечитаемый почерк;
  • затруднённое проговаривание и написание слов.

У учеников старшей школы

Расстройство проявляется:

  • медленным чтением с множеством запинок и ошибок;
  • слабым письменным навыком;
  • трудностями при пересказе какой-либо информации;
  • неправильным проговариванием слов;
  • недостаточным пониманием поступающей информации;
  • слабой памятью;
  • заторможенностью в работе;
  • низкой приспособляемостью к новым условиям.

У взрослых

При установленном диагнозе отмечается:

  • затруднённое принятие информации и в устном, и в письменном виде;
  • рассеянность, забывчивость;
  • произношение, которое практически невозможно понять;
  • запутанная постановка слов и чисел во фразах;
  • недостаточность письменных навыков;
  • дизорфография – невозможность овладения орфографическими навыками;
  • неспособность планировать работу, правильно распределять время;
  • низкая организационная способность.

Механизмы дислексии

Чтение, как психический и физиологический процесс, контролируется зрительным, речедвигательным и речеслуховым аппаратом. В процессе чтения:

  • распознаются и различаются буквы;
  • соотносятся с определёнными звуками;
  • звуки сливаются в слоги, слоги в слова, а слова во фразы;
  • осознаётся прочитанное.

Дислектическое расстройство подразумевает сбой поочерёдности и обязательности включения указанных этапов.

Психологи рассматривают механизм патологии относительно парциальной несформированности психики. При диагностике расстройства оказываются несформированными зрительное узнавание, пространственная ориентация, составляющие памяти, фонематическое принятие, лексический и грамматический речевой строй, зрительная и слуховая моторика, концентрация внимания, эмоциональные и волевые качества.

Классификация

Доктор педагогических наук Лалаева Раиса Ивановна создала классификацию патологии. По этой разработке расстройство процесса чтения делится на несколько видов. Формы дислексии следующие:

  1. Фонематическая. Самая распространённая форма у учеников начальной школы. Обусловлена недоразвитием функций, определяющих фонематическую систему. Каждая фонема имеет особенность звучания, позволяющую отличить её от другой фонемы. Если в слове изменяется или переставляется на другое место какая-либо фонема, то смысл слова становится другим (коза – коса, дом – лом, липа – пила). При фонематической патологии при прослушивании отмечается смешение незначительно различающихся звуков (ш-ж, с-ц). А также могут наблюдаться пропуск и искажение звуковых и слоговых структур.
  2. Семантическая. Имеет определение «механический способ чтения». В этом случае пациент не понимает смысла прочитанного, хотя технически читает верно. Провокаторами являются два фактора – затруднение звукослогового образования и расплывчатость осознания синтаксических связей в предложениях. Пациент читает слова изолированно, не находит связи с другими словами, из-за чего смысл фразы остаётся непонятным.
  3. Аграмматическая. Часто отмечается у детей с системной речевой недоразвитостью. Характерный нюанс – неверное установление падежных окончаний. В связке существительное-прилагательное неправильно установлены род, падеж, число. Глаголы третьего лица прошедшего времени имеют неверное окончание.
  4. Оптическая. Подразумевает трудность выявления и усвоения похожих по начертанию букв. Путаемые буквы могут различаться по наличию в структуре или расположению в пространстве своих частей (пример – М и Л, Г и Т, П и Н).
  5. Мнестическая. У пациента затруднено усвоение букв. Нарушено представление, какой буквой обозначается определённый звук.
  6. Тактильная. Характерна для слепых детей. Подразумевает затруднение опознавания азбуки Брайля.
  7. Моторная. Затруднено движение глаз при чтении.

Лечение дислексии

Дифференциальная диагностика дислексии сначала проводится педиатром, затем логопедом. Специалист собирает анамнез касательно здоровья матери в период беременности и нынешнего состояния организма малыша. Потом логопед проводит тесты на чтение, переписывание и написание на слух. В некоторых случаях дислексии специалист отправляет пациента на диагностику к офтальмологу или неврологу.

Лечение патологии осуществляется логопедическим коррекционным методом. Методика коррекции определяется конкретным патологическим явлением, включает:

  • нормализацию зрительно-пространственной ориентации, зрительного анализа;
  • устранение проблем со слуховой и зрительной памятью;
  • исправление произношения, формирование понятия о буквенном составе слов;
  • улучшение слогового синтеза и словарного запаса;
  • изучение грамматических речевых норм;
  • построение грамматических систем.

Для взрослых каждое упражнение в составе терапии более сложное, чем для детей, но схема занятий аналогичная.

К профилактике приступают до поступления детей в школу, развивают память, концентрацию внимания, зрительно-пространственную функцию, моторику пальцев, способность к анализу, лексический и грамматический речевой строй. Если подтверждено возникновение патологии, пациента отправляют к логопеду.

Источник: https://akademiarechi.ru/defekti-rechi/disleksiya/

Дислексия

Формы дислексии таблица

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться.

Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств.

Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально.

Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция.

Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Источник: https://www.medicina.ru/patsientam/zabolevanija/disleksiya/

Как лечить дислексию у детей и взрослых: причины, симптомы, коррекция и диагностика

Формы дислексии таблица

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС, что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • ЧМТ;
  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать:

  • алалию;
  • дизартрию;
  • афазию;
  • ДЦП;
  • ЗПР;
  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так.

При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми.

Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/formy-i-prichiny-disleksii.html

Характеристика дислексии

Формы дислексии таблица

Характеристика дислексии  и ее определение — это частичное специфическое расстройство процесса овладения чтением. Помимо термина «дислексия» мы можем встретить термины «дислексия развития», «эволюционная дислексия».

Дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения: зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, синтеза слогов в слово, синтеза слов в предложении, соотнесение со смыслом.

Люди с дислексией имеют нормальный интеллект и, как правило, нормальное зрение. Большинство детей с дислексией могут преуспеть в школе, параллельно занимаясь коррекционной работой со специалистом. Если такой специалист есть в учебном заведении, то это просто счастье для ребёнка и его родителей. 

Характеристика дислексии такова, что дети достаточно хорошо усваивают программный материал. Однако трудности в учёбе, конечно, могут сильно подавлять их эмоционально. От этого мотивация к обучению у ребёнка снижается.

 Посещение школы превращается для него в пытку. Поэтому доброжелательная психологическая атмосфера в семье и эмоциональная поддержка играют важную роль в жизни такого ребёнка.

 Если родители как можно раньше адекватно оценят сложившуюся ситуацию и вовремя начнут работать над нарушением процесса чтения, то результаты обязательно будут.

Часто встречаются такие случаи, что человек уже в довольно зрелом возрасте понимает, что у него дислексия. Просто в своё время он об этом не знал, никто ему об этом не рассказал, даже школьные учителя, которые объясняли все его школьные неудачи банальной ленью.

Дислексию можно и нужно корректировать в любом возрасте. Но, конечно, чем раньше, тем лучше.

Характеристика дислексии — на что следует обратить внимание родителям?

Характеристика дислексии у дошкольника трудно распознать. Хотя на сегодняшний день существуют специальные методики для обследования именно детей дошкольного возраста, которые могут выявить определённые признаки, указывающие на проблемы.

То есть уже до школы можно некоторым образом повлиять на ситуацию, чтобы в школе ребёнок не столкнулся с проблемами. В школе же первым может заметить проблему учитель. И это хорошо, если заметит. Многие учителя даже не догадываются о дислексии. Плохую технику чтения, непонимание прочитанного они спишут на отсутствие прилежания и интереса к учёбе. 

Характеристика дислексии у дошкольников

Существуют несколько признаков, которые могут указать на последующее развитие у ребёнка-дошкольника дислексии. Конечно, есть и специально разработанные для специалистов методики исследования дошкольников, но всё же на некоторые вещи может обратить внимание и родитель.

У ребёнка наблюдается моторная неловкость (нарушена как общая, так и мелкая моторика). У него не получается выполнять последовательно какие-либо действия.

Он плохо ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела. Никак «не может определиться» с ведущей рукой. Он позже, чем его сверстники, начинает говорить. У него имеет место нарушение речевого развития.

Он плохо запоминает цвета, цифры, буквы, испытывает трудности в разучивании детских песен, стихов. Конечно, подобные признаки могут быть характерными для многих детей в раннем возрасте.

Однако у дошкольников с предрасположенностью к дислексии такие отклонения отличаются выраженностью и стойкостью проявлений.

Школьный возраст и характеристика дислексии

Как только ребёнок приходит в школу, дислексические проблемы обостряются. Техника чтения у него, как правило, значительно ниже, чем у его одноклассников. Ребёнок может не читать вообще и в этом наблюдается характеристика дислексии.

При чтении «рвёт» слово, складывает его по одной букве, что затрудняет понимание смысла прочитанного. Может читать по слогам долгий период времени. В процессе чтения будет пропускать буквы, добавлять лишние звуки, переставлять звуки местами, произвольно додумывать окончания слов, что неизбежно приведёт к ошибкам.

Ребёнок может не знать смысла многих слов, поэтому часто не понимает прочитанного. Ему трудно перейти к чтению «про себя». Он вообще старается избегать действий, связанных с чтением.

Возникают трудности при письме. Для выполнения задач, связанных с чтением или письмом, требуется больше времени, чем остальным.

Характеристика дислексии — подростки и взрослые

Признаки дислексии у подростков и взрослых аналогичны детским. С возрастом проблемы только усугубляются. Какие же признаки дислексии у подростков и взрослых могут быть? Им трудно читать. Если они читают, то медленно. Для них это очень энергозатратный процесс.

Действий, связанных с чтением, стараются избегать. Могут плохо запоминать слова. Имеют проблемы с письмом (допускают много ошибок). Испытывают проблемы при решении задач, изучении иностранного языка.

Часто не понимают скрытый смысл слов и выражений (не могут объяснить пословицу, поговорку, не понимают подтекст в рассказе). У них повышена утомляемость, затруднена произвольная концентрация внимания, они часто отвлекаются.

Когда необходимо обратиться к специалисту?

В то время как большинство детей готовы к обучению чтению   в старшем дошкольном возрасте или в первом классе, дети с дислексией часто не могут понять основы, необходимые для этой деятельности на данном этапе.

Если вы видите, что уровень чтения вашего ребёнка ниже общепринятого, а также заметили другие признаки дислексии, не теряйте времени даром и обращайтесь к специалисту. Если от этой проблемы отмахнуться, не замечать её, то ребёнок окажется в числе неуспевающих учеников.

Мотивация к обучению у него будет снижена, он вообще больше не захочет учиться. А ему ведь надо будет выходить во взрослую жизнь…    

Более того, у ребенка-дислексика существуют свои таланты. Если он будет все время пребывать в подавленном психологическом состоянии, то у него просто не хватит ресурса для их развития.

Важно вовремя увидеть это, поддержать, создать условия для раскрытия этих талантов — это и есть положительная характеристика дислексии.

Насколько это возможно, скорректировать его школьную жизнь таким образом, чтобы он не опустил руки и не перестал верить в себя.

Если дислексию не корректировать…

Это может привести к ряду негативных последствий.

Характеристика дислексии такова, что возникнут проблемы с обучением. Поскольку чтение является основным навыком для многих других школьных предметов, ребёнок с дислексией будет постоянно находиться в классе в невыгодном положении. Может стать объектом для бесконечных насмешек одноклассников.

Неизбежны социальные проблемы. Если пустить все на самотёк, дислексия может стать причиной низкой самооценки, поведенческих проблем, беспокойств и агрессий. Ребёнок может   отстраниться от друзей, родителей и учителей.

Могут иметь место и проблемы во взрослой жизни. А характеристика дислексии сыграет роль и в будущем — из-за плохого чтения ребёнок лишится возможности реализовать свой потенциал, когда вырастет.

Это может иметь долгосрочные образовательные, социальные и экономические последствия.

Источник: https://dislexia-online.ru/harakteristika-disleksii.html

Советы доктора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: