Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Содержание
  1. У ребенка появился воображаемый друг – что делать?
  2. Что такое воображаемый друг?
  3. Причины появления воображаемого друга
  4. Недостаток общения
  5. Недостаток впечатлений
  6. Чрезмерная опека или давление со стороны родителей
  7. Чувство вины
  8. Вытеснение
  9. Перекладывание вины
  10. Как действовать если у ребенка появился воображаемый друг?
  11. У ребенка появился воображаемый друг: насколько это опасно и в каких случаях бить тревогу ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)
  12. Зачем нужен воображаемый друг?
  13. Когда родителям нужно бить тревогу?
  14. Как себя вести родителям?
  15. Явление тульпы. Опасны ли воображаемые друзья для взрослых?
  16. Воображаемые друзья для взрослых
  17. Создание тульпы: «форсинг»
  18. Происхождение тульпы
  19. Нейропсихологические механизмы
  20. Мнение эзотериков
  21. Действительно ли тульпа опасна? Казнить нельзя помиловать
  22. Список использованной литературы:
  23. Воображаемый друг у ребенка: причины появления, советы родителям
  24. Мнение учёных
  25. Причины появления воображаемых друзей
  26. Дефицит общения и эмоций, одиночество
  27. Страх наказания
  28. Желание манипулировать родителями
  29. Как «общаться» с воображаемым другом
  30. Поводы для беспокойства
  31. Воображаемый друг ребёнка, стоит ли опасаться
  32. Воображаемый друг ребёнка
  33. Почему у ребёнка появился воображаемый друг
  34. Как правильно реагировать

У ребенка появился воображаемый друг – что делать?

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Синдром Карлсона – так психологи называют явление, когда у ребенка появляется воображаемый друг. Это явление встречается у многих детей в возрасте от 3 до 7 лет. Стоит ли родителям бить тревогу или это норма в развитии маленького человека?

Что такое воображаемый друг?

Воображаемый друг появляется внезапно. Ребенок может рассказывать о нем или держать своего товарища в тайне от всех.  Выдуманным персонажем может быть не только человек, но и животное или одушевление любимой игрушки. Воображаемый товарищ может носить любое имя, быть очень сильным или наоборот- нуждаться в помощи.

10 ярких признаков игровой зависимости у детей и подростков

Психологи говорят, что в большинстве случаев это — норма. Богатая фантазия малышей в возрасте от 3 до 7 лет активно работает благодаря развивающимся творческим способностям.

Причины появления воображаемого друга

Для родителей появление выдуманного персонажа —  ещё и прекрасный способ лучше узнать свое чадо. В общении с воображаемым другом можно уловить проблемы, волнующие ребёнка и увидеть недостатки в семейном общении.

Недостаток общения

Занятые родители или нехватка общения со сверстниками заставляют ребёнка придумать человека, с которым будет интересно и с «кем поиграть».

Выход из этой ситуации — больше времени проводить с малышом и найти возможность для общения с другими детьми. Иногда, воображаемый товарищ появляется из-за чрезмерной стеснительности малыша.

Но и здесь могут помочь только родители — научить общаться и быть более уверенным.

Недостаток впечатлений

Рутина бывает не только у взрослых. У детей вместо схемы «дом- работа – дом» — «детский сад- дом- детский сад».

А если учесть, что дошкольное учреждение не всегда место получения позитивных эмоций, то воображаемый друг становится помощником в переживании проблем и источником новых впечатлений. Помочь в этом случае может разнообразие досуга ребёнка.

Например, провести не только выходные, но и будни интересно. Выбраться на природу или, по возможности, съездить куда-нибудь после работы будет полезно и взрослым.

Чрезмерная опека или давление со стороны родителей

Если в реальном мире ребёнка слишком много запретов, то в воображении с выдуманным другом можно все. Это — первый вариант моделирования. Второй — когда ребёнок принимает на себя роль родителя и подавляет все начинания придуманного товарища. В этом случае родителям следует внимательнее присмотреться к своему поведению, быть более лояльными в некоторых моментах.

Чувство вины

В этой игре ребёнок также берет на себя роль родителя и наказывает выдуманного персонажа. Иногда по сценарию товарищ удивительным образом избегает порицания. Это называется невротическая вина. Происходит потому, что маленького человека слишком часто наказывают или угрожают наказанием. И здесь взрослым следует больше внимания уделить своим отношениям с ребёнком.

Вытеснение

Наиболее прозрачный вариант отношений с вымышленным персонажем. Здесь ребёнок рассказывает воображаемому другу о своих желаниях или переживаниях. Если друг начинает обладать супер силой, то скорее всего, малышу не хватает защиты. А если супер — друг обещает наказать обидчиков, то это может говорить о скрытой агрессии у ребёнка. Это повод обратиться к психологу.

Бывают и простые проблемы, которые можно решить самостоятельно. Например, воображаемый щенок. Такого друга можно заменить реальным зверьком, обговорив с ребёнком условия ухода.

Перекладывание вины

Самый негативный вариант. Если о существование воображаемого друга ребёнок отрицает, но при этом ответственность за свои поступки перекладывает на этого вымышленного героя, тогда родителям следует провести серьезный разговор.

Настаивать на том, чтобы ребенок признался в своих фантазиях не стоит. А вот объяснить, что за свои поступки нужно отвечать – будет самой разумной идеей. Но эта модель ещё говорит, что ребёнок бриться родителя.

А значит, следует изменить и модель наказаний.

В любом из перечисленных случаев нельзя отрицать существование вымышленного друга. Не стоит переубеждать или, что ещё хуже, угрожать какими-либо ограничениями, чтобы избавиться от фантомного товарища.

Как действовать если у ребенка появился воображаемый друг?

Если ситуация безобидна, то лучше подыграть. Но без надобности не вспоминать о воображаемом друге.

Даже если родители решают обратиться за помощью к специалистам, надо помнить, что работа предстоит, прежде всего, взрослым. В таком маленьком возрасте ответственность за происходящее с ребёнком полностью несут взрослые. Но если, воображаемый друг не мешает повседневной жизни малыша и не влияет на его общение со сверстниками, то вмешиваться в эти психологические процессы не нужно.

В большинстве случаев «Карлосон, который животина крыше» бесследно пропадает к 7-9 годам. Если этого не произошло — это тоже повод для обращения к психологу. Но ни в коем случае не стоит обращаться к психотропным препаратам. Это проблема, не требующая медикаментозного решения.

Источник: https://lyamusik.ru/otdyh-i-razvitie-rebenka/sindrom-karlsona-ili-stoit-li-bit-trevogu-esli-u-rebenka-poyavilsya-voobrazhaemyj-drug/

У ребенка появился воображаемый друг: насколько это опасно и в каких случаях бить тревогу ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Родителей может тревожить тот факт, что у их ребенка появился воображаемый друг. На самом деле, ничего страшного здесь нет. Многие дети придумывают себе виртуальных друзей, которых наделяют определенным характером, внешностью, привычками. Они могут ладить или даже поругаться.

Зачем нужен воображаемый друг?

Ребенок может с радостью рассказать о своем воображаемом друге или, наоборот, тщательно скрывать его от родителей. Все зависит от того, насколько доверительные отношения между родителями и детьми. Узнают родители о новом друге или нет, также зависит от темперамента и характера ребенка.

Почему же дети придумывают себе лучшего друга? Причин может быть несколько:

  • Ребенок обеспечивает себе эмоциональную поддержку. У него появился друг, который поймет, выслушает, утешит, ему можно доверить любую тайну.
  • Скромные мальчики и девочки, которым сложно пойти на контакт с живыми людьми, часто выдумывают себе друзей.
  • Ребенок отличается эмоциональностью, и ему необходимо куда-то выплескивать неуемную энергию и фантазию.

В возрасте от 2,5 до 5 лет основным способом принятия новой информации является игра. Малыш играет со своим воображаемым приятелем, при этом осваивает социальные роли.

Когда родителям нужно бить тревогу?

Существуют и другие причины, когда сын или дочь придумывают воображаемого товарища. Они свидетельствуют о наличии у ребенка переживаний, обид, недопонимания, дефицита внимания.

  1. Гиперопека. В реальной жизни малыш должен делать то, что говорят родители. В выдуманном мире он может прыгать по лужам, есть сладости и отказаться от невкусных овощей. Виртуальный товарищ дает возможность окунуться в мир приключений, которого ребенок лишен в реальной жизни.
  2. Одиночество. Если у малыша нет приятелей, он один в семье, родители не уделяют ему времени, придуманный товарищ поможет справиться с одиночеством.
  3. Страх. В детском возрасте часто возникают страхи, которые малыш легче переживает с придуманным товарищем. Проблема усугубляется, если родители игнорируют рассказы сына (дочери) о том, что их пугает.
  4. Подражание. Если вы понаблюдаете, как сын (дочь) общается с вымышленным товарищем, то наверняка заметите сходство с собственной манерой общения. Также кроха может подражать воспитателю из детского сада. Ничего страшного в этом нет, но только в том случае, если ребенок не проявляет в общении агрессии.
  5. Боязнь наказания. Если малыш что-то сломал, разлил, испортил, он может переложить вину на несуществующего приятеля. Родителям стоит задуматься, почему так происходит. Вполне возможно, они строго наказывают сына (дочь) за провинность.

Воображаемый приятель может появиться и у подростка. Такое случается, когда мальчик или девочка перенесли серьезную психологическую травму (болезнь или смерть близкого человека, смену места жительства, развод родителей). Какое-то время придуманный товарищ будет делиться с подростком теми эмоциями, которых ему не хватает.

https://www.youtube.com/watch?v=VskujA_QxAw

В этом случае желательно обратиться к психологу, чтобы проработать полученную травму и избавиться от негативных эмоций.

Как себя вести родителям?

Многие мамы и папы испытывают беспокойство, когда понимают, что у ребенка появился придуманный приятель. Особо мнительным родителям может показаться, что это какой-то вид психического заболевания.

На самом деле, у многих детей в определенном возрасте появляется воображаемый друг. Это может быть не только мальчик или девочка, но также милый зверек или фантастическое существо.

Иногда родителей также вовлекают в игру:

«Не шумите, ведь Маша спит».

«Смотрите, что Марта натворила! Я ей говорила, что нельзя разбрасывать игрушки, но она не послушалась».

Некоторые дети придумывают себе друга, потому что в реальной жизни у них небольшой круг общения. Но чаще это свидетельствует о богатом воображении ребенка, поэтому родителям волноваться не стоит. Главное, не переубеждать сына (дочь), что приятеля не существует. Пройдет какое-то время, и у ребенка появится настоящий лучший друг.

Важно! Если все мысли ребенка поглощены воображаемым приятелем, он перестал общаться со сверстниками, все время проводит в своих фантастических играх, родителям лучше обратиться к детскому психологу. Он поможет разобраться с причинами, из-за которых ребенок так сильно привязан к вымышленному приятелю.

Алина, мама 6-летнего Влада:

«Мы с мужем много работаем, и как-то никогда не задумывались, что уделяем мало времени сыну. Ежедневные бытовые заботы, проблемы на работе – вечером совершенно нет времени и сил, чтобы поиграть с Владиком.

Раньше мы читали на ночь, но потом работы стало так много, что я еле-еле находила силы, чтобы приготовить ужин и уложить сына. Однажды Владик сказал мне, что у него появился друг Коля. Я подумала, в садике появился новый мальчик.

Владик как-то утром взял две гоночные машинки в садик: одну себе, вторую – Коле. Когда мы не нашли вторую машинку, попросила воспитательницу, чтобы она забрала машинку у Коли. Выяснилось, что никакого Коли в группе нет. Оказалось, Влад придумал себе друга.

Сначала мы реагировали на это спокойно, но потом начались проблемы с поведением. Сын перестал нас слушать, стал агрессивно себя вести, в садике перестал общаться с другими детками. Детский психолог посоветовал больше времени уделять сыну.

Я перевелась на неполный рабочий день, муж взял несколько дополнительных выходных. Придуманный мальчик Коля помог нам осознать, что на первое место мы поставили совсем не то, что важно. Никакие деньги не заменят общения с сыном. Теперь мы много играем, гуляем, снова читаем книги на ночь».

Светлана, мама 5-летней Тани:

«Танюша всегда была стеснительной девочкой. Но на площадке иногда играла с другими малышами в песочнице. Когда у нас появился второй ребенок, Танечка совсем замкнулась. И тут у нее появился друг Котик. Нет, это не мягкая игрушка, это просто Котик.

Она постоянно с ним разговаривала, пряталась в детскую палатку, приносила туда сладости и молоко. Мы с мужем разрывались между сыном и Танюшей. Было понятно, что ей не хватает внимания. Проблема решилась, когда на помощь приехала моя мама, педагог по образованию и призванию.

Когда она сидела с сыном, мы с Таней посещали развивающий детский центр. Там Танечка постепенно познакомилась с другими детьми, ей стало интересно. Потом в соседнюю квартиру переехала молодая семья с дочкой-ровесницей Тани. Мы познакомились, потом стали ходить друг к другу в гости.

Девочки подружились, теперь не разлей вода!».

Бояться воображаемых друзей ребенка не стоит. Они помогают справиться с реальностью, а также приобрести жизненно важный социальный опыт. Родителям не нужно препятствовать детским фантазиям, чтобы и дальше отношения были теплыми и доверительными. Чтобы развеять сомнения, можно посетить детского психолога, который поможет определить причину, почему малыш придумал себе воображаемого друга.

воображаемый друг детская психология психология ребенка

Вам также может понравиться

Источник: https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/u-rebenka-poyavilsya-voobrazhaemyy-drug-naskolko-eto-opasno-i-v-kakih-sluchayah-bit-trevogu.html

Явление тульпы. Опасны ли воображаемые друзья для взрослых?

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Тульпа. Что это такое? Многие люди ни разу не слышали о тульпах, но те, кто сталкивались с этим явлением, не остаются к нему равнодушными. Одни люди весьма вдохновлены идеей тульпы, других она пугает. Ее можно создать и ею можно управлять. Вот и все, что известно рядовому обывателю.

– Нельзя поверить в невозможное!
– Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!

Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

Понятие тульпы пришло к нам совсем недавно, в последнее десятилетие, и распространилось через всемирную сеть Интернет. У одних это явление вызывает страх и беспокойство, у других же — острое желание попробовать.

Еще больше усиливается это желание из-за многочисленных предупреждений в том же Интернете, что создавать тульпу очень опасно. Многие называют ее «управляемой шизофренией». Как ни странно, но науке мало что известно об этом явлении.

Похоже, что тульпа принадлежит исключительно всемирной сети. Действительно ли это так? Попробуем разобраться.

Воображаемые друзья для взрослых

Тульпа получила распространение на русскоязычных форумах в последние годы, начиная с 2008 г. Впервые она появилась на имиджбордах — анонимных форумах для подростков. Попросту говоря, тульпа — это воображаемый друг вроде тех, что бывают у маленьких детей. Вот только создают ее взрослые люди, специально и осознанно.

Она может принимать любую форму по желанию создателя (или хоста на языке тульповодов), характер и внешность ограничены только его фантазией. Наиболее распространены героини аниме-мультфильмов и игр. Также пользуются популярностью различные разумные зверьки и мифологические существа.

Например, создание тульп было массово распространено среди любителей мультсериала «My Little Pony».

Основной контингент любителей тульп составляют, судя по всему, одинокие подростки и молодые люди чуть постарше, которые таким образом пытаются решить проблему одиночества. И косвенно решают ее, общаясь в сообществах людей с такими же интересами.

Создатели тульп делятся друг с другом своими проблемами в создании и управлении, особенностями поведения «питомцев», опытные тульповоды помогают новичкам. Интересно, что в западном тульповодческом сообществе явление тульпы тесно связано с гендер-флюидностью.

Это значит, что создатели тульп идентифицируют себя гендерно не с мужчиной или женщиной, как привычно большинству людей, а со своим вымышленным зверьком. Трудно понять, как это, но явление существует [2].

Создание тульпы: «форсинг»

В интернете можно найти множество руководств по «тульповодству». Этот процесс называется «форсингом» или «тульпафорсингом», самым близким по смыслу определением будет «усиление». Примерно этим форсинг и является: это поиск внутри себя и развитие, усиление определенных ощущений. Создание тульпы — не такой уж сложный процесс, он включает в себя несколько этапов:

  1. Создание внешности, характера персонажа, придумывание имени, детализация мира, где тульпа обычно живет. Этот мир называется «вандер» или «вондер» от wanderland, то есть Страна Чудес или воображаемый мир.
  2. Начало общения с тульпой. Вначале общение выглядит как обмен односложными фразами и похоже на разговор с самим собой. Это монолог, к которому подключается визуализация: воображаемого друга нужно буквально воображать рядом с собой в различных местах. Говорить нужно так, будто рядом стоит пока еще невидимый собеседник и молча слушает.
  3. Отделение. Постепенно тульпа «учится» говорить самостоятельно, начинает формировать сложные предложения, высказывать собственное мнение. В какой-то момент она начинает становиться отдельным существом. Ее эмоции воспринимаются как посторонние. Они могут восприниматься физически, например, как ощущения волны тепла по телу. Такое разделение сознания удается не всем и не с первого раза, но опытные тульповоды советуют не сдаваться.
  4. Полная автономность. В конечном итоге, тульпа должна стать полностью независимым существом, с которым можно общаться, обмениваться мнениями и даже спорить.

Тульпа может поддерживать и помогать, доставлять визуальное и эстетическое удовольствие, помогать вспомнить что-то нужное, лучше осознаваться в сновидениях. В идеале — это дружелюбный помощник, с которым интереснее вместе жить. Она может мотивировать, помогать решать психологические проблемы и даже исцелять: например, избавлять от головной боли или мигрени.

Она также заменяет ежедневник, запоминая все необходимое. Некоторые даже умудряются заниматься с тульпой сексом, при этом ей отдают управление над некоторыми отдельными частями тела, например, рукой. Вот тут проходит грань опасности: став автономным существом и получив контроль над телом, тульпа может начать реализовывать собственные желания.

От управления человеком до поглощения его энергии.

В конечном итоге, тульповод оказывается на грани психического расстройства: ведь автономный внутренний голос, устойчивые галлюцинации (если они есть), ощущение постороннего управления собственным телом (деперсонализация) — это довольно грозные симптомы, наблюдаемые при многих заболеваниях, в том числе диссоциативном расстройстве личности и шизофрении.

Происхождение тульпы

Термин «тульпа» (tulpa) пришел из тибетского буддизма. Долгое время он был известен только эзотерикам, исследователям этой религии. У буддистов тульпа означает искусственно созданный образ, материальное воплощение мысли, которое можно видеть и осязать. В западный мир этот термин пришел благодаря Александре Давид-Неэль, французской исследовательнице тибетского буддизма.

Александра много лет прожила в отдаленных районах Тибета, куда прежде не забирался ни один европейский исследователь, за что была награждена в Париже золотой медалью от географического общества. В 1920-е, живя на Тибете, она часто наблюдала практику материализации тульп у буддийских монахов, а потом решила и сама попробовать. Ее опыт оказался успешным, хотя и очень трудным.

Сотворение тульпы в образе добродушного ламы заняло долгие месяцы, проведенные в медитации. Лама то появлялся, то исчезал, но постепенно Александра почувствовала, что он стал отдельным существом, и она больше не может управлять им. Он стал дерзить ей и доставлял беспокойство. Тогда Александра решила уничтожить тульпу.

Для этого пришлось пройти весь путь заново: те же долгие месяцы медитации, но уже на развоплощение созданного образа.

Нейропсихологические механизмы

Есть мнение, правда, мало чем подтвержденное, что тульпа как отдельная личность создается за счет ускорения работы мозга [5]. То есть, мозг при общении с тульпой дает ответы так быстро, что кажется, будто бы это другое существо.

Научных доказательств этому, увы, пока нет. Но известен так называемый идеомоторный эффект — когда воображаемую деятельность тела мозг воспринимает, как реальную. Также можно вспомнить и жутковатый эксперимент Либетта, проведенный в 1983 году.

Исследовался потенциал готовности мозга к совершению движений конечностями. Интересно, что этот самый потенциал готовности фиксировался приборами раньше, чем испытуемые сообщали о своей готовности совершить движение.

Как будто некто посторонний внутри мозга отдает такие приказы! Возможно, именно на этом эффекте и основано создание тульп.

В психиатрии есть понятие «синдром Карлсона». Это явление, встречающееся у маленьких детей, когда те создают себе воображаемых друзей.

Оно является вариантом нормы, имеет код по МКБ-10 F84 — общие расстройства психологического характера. Справедливости ради, и расстройством-то «Карлсона» назвать сложно.

Скорее, это механизм компенсации при дефиците общения и проявление творческой фантазии ребенка, что указывает на его нормальное психическое развитие [7].

Исследований на тему пользы или вреда тульпы в нейропсихологии и психиатрии на самом деле мало. В 2016 году были проведены исследования доктором наук Сэмюэлем Весье вместе со студентом-психологом Джейкобом Айзнером [3].

Во-первых, ими была собрана статистика по вовлеченным в тульповодство молодым людям. Выяснилось, что 75% из них — мужчины, и только 25% — женщины, 10% тульповодов заявляют о своей гендер-флюидности. Средний возраст — 19-23 года.

Во-вторых, они выяснили, что тульповодство не является причиной болезней и к тому же полезно для лечения легких степеней депрессии. Многие хосты отмечают также улучшения при тревожных и обсессивно-компульсивных расстройствах.

Единственный более-менее нежелательный эффект, который вызывает это занятие — незначительное снижение социальной активности.

Мнение эзотериков

С эзотерической точки зрения, тульпа — это искусственно созданная энергоинформационная сущность. Многие тульповоды указывают, что она питается яркими эмоциями хоста, в том числе и сексуальными ощущениями.

Соответственно, тульпа — это паразитическая сущность или лярва. Она может быть создана в служебных целях, но так или иначе питается астральной (эмоциональной) энергией создателя.

Тульпа, созданная для секса, может начать вести себя как суккуб и, например, провоцировать у создателя «мокрые сны» (поллюции).

Кроме того, неоднозначен вопрос о том, действительно ли тульпа — созданная сущность, а не призванная. Здесь мнения тульповодов расходятся, с равной вероятностью может быть и то, и другое.

Во втором случае, учитывая возможность «отдавать» тульпе определенные части тела, а то и все его на время, можно получить то, что в оккультизме называют классической одержимостью.

Для эзотериков в создании искусственных сущностей справедливо то же правило, что и для призванных, сформулированное писателем-мистиком Говардом Филлипсом Лавкрафтом: «Не создавай (не призывай) того, кого не сможешь повергнуть».

Действительно ли тульпа опасна? Казнить нельзя помиловать

На первый взгляд — безусловно, да. Ведь она может обрести собственную волю, захватить контроль над телом, а также питается энергией! Любой эзотерик скажет об опасности такого создания. На форумах тульповодов полно тем «Как уничтожить тульпу?» «Что делать, если тульпа вышла из-под контроля?».

Несмотря на распространенное мнение, что тульпа — это галлюцинация и признак болезни, психиатры не считают создание тульпы чем-то болезненным. Во-первых, сами по себе галлюцинации – еще не признак болезни. Они могут наблюдаться и при различных духовных практиках, и в измененных состояниях сознания.

Также врачи отрицают вероятность возникновения шизофрении в результате тульповодства. Шизофрения — эндогенное заболевание, которое либо возникает, либо нет, вне зависимости от создания воображаемых друзей. К тому же, выход собственной психики из-под контроля может произойти многими другими способами, безо всяких тульп [1].

Так все же, как же уничтожить тульпу? Ответ дала создательница первого в европейской истории подобного существа, Александра Давид-Неэль. Развоплотить тульпу можно способом, обратным ее созданию, в течение того же периода времени.

Теоретически можно сойти с ума в процессе создания тульпы, как считают некоторые авторы. Но причиной будет не само общение с воображаемым другом, а утомительный форсинг по 10-12 часов подряд с депривацией сна, вызывающие нервное истощение, употребление психоактивных веществ и полное отсутствие других занятий, кроме тульповодства.

Резюме: для здоровой психики тульпа не представляет серьезной опасности.

Все случаи «потери разума из-за тульп» на самом деле, если рассмотреть их подробно, окажутся длительными историями болезни с множеством других странных эпизодов, среди которых тульпа может оказаться самым безобидным.

Более того: некоторые терапевты даже считают создание тульпы прогрессивным методом психотерапевтической помощи, сравнивая ее с полезной субличностью или эпистемиологической метафорой [6].

Стоит помнить о том, что возможности человеческой психики безграничны, и какие бы иллюзии не создавал разум, у здорового человека они всегда подконтрольны волевому усилию.

Надежда Козочкина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:

  • 1. Тетюшкин М. А. «Тульпа. Галлюцинации наяву». https://www..com/watch?v=uxoKrn7Jwz0, материал сайта http://mednauka.net
  • 2. «The Internet's Newest Subculture Is All About Creating Imaginary Friends. Welcome to the wild world of tulpamancy» by Nathan Thompson, VICE, September 3 2014. https://www.vice.com/en_us/article/exmqzz/tulpamancy-internet-subculture-892
  • 3. «Varieties of Tulpa Experiences: Sentient Imaginary Friends, Embodied Joint Attention, and Hypnotic Sociality in a Wired World» by Samuel Veissière, «Somatosphere», April 3, 2015.  http://somatosphere.net/2015/04/varieties-of-tulpa-experiences-sentient-imaginary-friends-embodied-joint-attention-and-hypnotic-sociality-in-a-wired-world.html
  • 4. «Тульпа — карманная шизофрения для гиков или реальный воображаемый друг». Vvzvlad https://habr.com/post/161575
  • 5. «Автономная личность и сознание». http://khagata.tumblr.com/post/26347291331/personality-and-conciousness
  • 6. Cлава Смеловский. «Тульпа – Ваш не столь уж и воображаемый друг». http://smelovsky.com/tulpa-vash-ne-stol-uzh-i-voobrazhaemyj-drug
  • 7. «Воображаемый друг или синдром Карлсона: что делать?» https://medportal.su/sindrom-karlsona-v-psixiatrii

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/600-phenomenon-of-tulp-imaginary-friends-dangerous-for-adults

Воображаемый друг у ребенка: причины появления, советы родителям

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Вымышленный друг – это социальный и психологический феномен, при котором дружба или межличностные отношения происходят в воображении, а не в физической реальности. Хотя такие персонажи активно включены в детскую жизнь, малыши обычно осознают их фантазийность. По разным данным, от трети до 65% детей хотя бы раз в жизни придумывали себе воображаемых друзей.

Мнение учёных

Если прежде принято было считать синдром Карлсона (ещё одно название феномена вымышленных друзей) отклонением от нормы, то сегодня мнение специалистов кардинально изменилось. Воображаемые друзья – это обычное и нормальное явление для многих детей на различных этапах развития.

По данным американских исследований, проведённых в 2004 году, порядка 65 % детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют воображаемого друга. «Оптимальный» же возраст для возникновения этого явления – от 3 до 11 лет. Об этом, в частности, говорит Стефани Карлсон, профессор Университета Миннесоты.

Хотя психологи согласны с тем, что воображаемые друзья у детей не должны вызывать беспокойства у родителей, не совсем понятно, почему одни малыши их придумывают, а другие нет. Согласно некоторым предположениям, отношения с невидимыми персонажами удовлетворяют потребность ребёнка в дружбе и более распространены среди первенцев и единственных детей в семье.

Учёные говорят о том, что вымышленные друзья удовлетворяют 3 фундаментальные психологические потребности.

  1. Компетентность. В этом случае ребёнок берёт на себя лидирующую роль. Он считает себя более умным, более умелым, знающим, старается «обучить» чему-то своего выдуманного товарища.
  2. Отношения и дружба. Хотя невидимые компаньоны – это лишь издержки воображения, малыши относятся к ним так же, как к реальным друзьям. Но при этом с лёгкостью моделируют любые ситуации, невозможные в настоящей жизни.
  3. Автономия. Выдуманный друг даёт ребёнку чувство контроля. Малыш может вызвать его в любой момент в своём воображении, может выдумать любую историю с ним, «подчинить» его себе. С его помощью ребёнок даже может манипулировать родителями.

Также исследования показали, что воображаемые друзья чаще встречаются у девочек. Причём маленькие девочки обычно берут на себя «педагогическую» роль, а их компаньоны принимают форму детёнышей животных или маленьких детей. Выдуманный друг у мальчика – это персонаж, который более компетентен, чем он, к примеру, супергерой, старший товарищ, какое-то взрослое и сильное животное.

Причины появления воображаемых друзей

Самая главная причина вхождения в жизнь ребёнка вымышленного персонажа – это богатая фантазия и воображение.

Специалисты выяснили интересную подробность: чем более творчески одарён малыш, тем с большей вероятностью у него появится невидимый друг.

Кстати, именно поэтому феномен и возникает в том возрасте, когда у детей активно развивается воображение, творческое мышление и социальный интеллект.

Другое дело, что у не всех малышей с богатой фантазией бывают придуманные друзья. Спровоцировать их появление могут следующие факторы.

Дефицит общения и эмоций, одиночество

https://pixabay.com/photos/girl-bicycle-garden-people-outdoor-2881214/

Как мы уже говорили выше, часто обзаводятся вымышленными приятелями именно единственные дети в семье. Также в «группу риска» входят те малыши, которые испытывают дефицит общения, ощущают одиночество, мало взаимодействуют по каким-либо причинам с ровесниками.

Выдуманный товарищ по играм позволяет ребёнку переживать невероятные истории, испытывать эмоции, просто становится компаньоном по играм, проделкам и забавам. Интересно, что воображаемый друг пропадает в тот момент, когда у малыша появляется реальный приятель или когда он переезжает на новое место, где его ждут новые знакомства.

Вымышленный друг помогает ребёнку обрести чувство безопасности и комфорта, а также даёт ему возможность демонстрировать уверенность в себе и храбрость. К примеру, малыш говорит своему невидимому приятелю: «Не бойся чудовища под кроватью» или «Пойдём на кухню в темноте». Тем самым он борется со своими собственными страхами, снижает чувство тревожности и беспокойства.

Страх наказания

Вымышленный друг у ребенка – это своеобразный козёл отпущения, фигура, которую можно обвинять в своих неблаговидных поступках. Например, упала кружка и разбилась на мелкие кусочки? «Это сделал Буба». Такое возможно, если в семье процветает гиперопека либо малыш боится, что его строго накажут.

Кроме того, невидимый приятель – это возможность опосредованно выражать чрезмерные эмоции, что не поощряется в семье. Если малыш не может открыто демонстрировать гнев, злость, обиду, то за него это делает друг: «Это я не громко кричу, это Буба» или «Буба не любит, когда ты готовить овсяную кашу».

Желание манипулировать родителями

С помощью выдуманных друзей можно управлять взрослыми. Например, ребёнок требует покупать мороженое, но не ему, а «Коле». Или он со слезами на глазах просит устроить званый обед, чтобы порадовать своего приятеля. Если родители будут потакать всем этим капризам, малыш просто в будущем возьмёт под свой контроль всю семью.

Как «общаться» с воображаемым другом

https://pixabay.com/photos/child-shop-shopping-center-holiday-2936975/

Прежде всего, следует понять, что воображаемые друзья у детей – это не симптом психического отклонения.

Скорее это показатель того, что у ребёнка развитое воображение.

А подавление фантазии или тем более насмешки над малышом лишь отдалит его от вас, он перестанет делиться со взрослыми своими мыслями, планами и желаниями.

Тогда что же делать? Как себя вести с невидимым «человеком» или животным?

  1. Узнайте больше о воображаемом приятеле ребёнка, послушайте его историю, понаблюдайте за их игровым взаимодействием. Это поможет вам узнать много нового о своём чаде. Ведь именно на своего «Карлсона» малыш нередко проецирует мечта, планы, потребности, а также страхи и тревоги.
  2. Включайтесь в игру, соглашайтесь с детской фантазией. Нет ничего сложного или ужасного в том, что вы поставите лишнюю кружку для невидимого приятеля или прикроете дверь в комнату, чтобы ребёнок смог спокойно поиграть с другом. Такие действия лишь укрепят детско-родительские отношения.
  3. Не будьте инициатором общения с «Карлсоном». Не нужно интересоваться у ребёнка, пойдёт ли его приятель кататься на качелях. Пусть инициатором воображаемых игр и взаимодействий выступает только сам малыш. Это его внутренний мир, его правила и желания.
  4. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку снимать с себя ответственность и перекладывать её на приятеля. Иногда малыш винит во всех неблаговидных поступках невидимого персонажа. Ваша задача – объяснить ему, что за все последствия несёт ответственность именно он, а не кто-то другой.
  5. Не позволяйте ребёнку манипулировать собой и сами не манипулируйте малышом с помощью его друга. Одно дело, если ваше чадо просит поставить на стол ещё одну чашу, совсем другое – если требует приготовить целый званый ужин. Обратная ситуация – нельзя говорить о том, что воображаемый друг просит малыша доесть манную кашу.

Ну и, разумеется, расширяйте круг общения ребёнка, если причиной появления выдуманного приятеля является одиночество и отсутствие реальных друзей.

Поводы для беспокойства

В очень редких случаях воображаемые друзья свидетельствуют о каких-либо проблемах. Насторожиться нужно в следующих случаях:

  • персонаж продолжает существовать в детском воображении и после 11-летнего возраста (особенно если реальных друзей нет);
  • ребёнок путает фантазию и реальность;
  • наблюдаются другие симптомы: галлюцинации – зрительные или слуховые;
  • ребёнок становится агрессивным, ведёт себя плохо;
  • вымышленный друг ссорится с ребёнком, что того сильно расстраивает;
  • малыш отказывается от возможности общения с другими детьми.

В таких ситуациях лучше всего обратиться за квалифицированной помощью. Специалист подтвердит или опровергнет ваши опасения.

Мнимые друзья – это не отклонение, а лишь доказательство нормального развития. Такие персонажи помогают социализироваться, являются отличным способом лучше узнать особенности малыша. Вот почему относиться к ним следует как к естественному ходу взросления ребёнка, ну а если вас что-то настораживает, нужно обратиться за помощью к специалисту.

Оценка статьи:

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/psychology/voobrazhaemyj-drug-u-rebenka

Воображаемый друг ребёнка, стоит ли опасаться

Воображаемый друг: причины, признаки, способы избавления

Дружба – это понятие, знакомое нам почти с пеленок. Практически у каждого ребенка детство проходит в шумной, веселой и затейливой компании. Но рано или поздно бывает так, что родители вынуждены столкнуться с новым увлечением своего малыша. Таким увлечением может стать его новый воображаемый друг. Многие мамы и папы относятся с серьезной опаской к такому ходу событий.

Воображаемый друг ребёнка

Так ли страшен черт, как его малюют? 

Прежде всего, следует отметить, что каждый ребенок – глубоко творческая личность, более творческая, чем любой из взрослых.

Вследствие наблюдения за играми детей дошкольного возраста несложно заметить, что многие их игры изначально включают в себя «выдуманные элементы».

Хорошим примером послужит классическая девчачья игра в чаепитие с куклами или те игры, где мальчики энергично размахивают воображаемыми мечами.

Подобные шалости ни у кого не вызывают подозрений и воспринимаются родителями и наставниками как признак того, что у ребенка хорошо развита фантазия.

Чаще всего вымышленные друзья появляются как раз по этой причине. Ведь для подобных развлечений ему необходим друг, который сможет разделить с малышом удовольствие от игры и при этом всегда находиться рядом.

Конечно, в таком случае поводов волноваться не так уж много.

Но не стоит обходить вниманием тот момент, что наряду с этим существуют и другие факторы, которые могут оказать значительное влияние на развитие психики ребенка и как следствие, наличие тех самых выдуманных друзей.

Почему у ребёнка появился воображаемый друг

1. Чрезмерная опека.

Иногда, сами того не ведая, родители ограничивают ребенка слишком жесткими рамками: четкий распорядок дня, ограниченное время на игры и весьма сжатый список разрешенных для употребления продуктов.

Вполне естественно, что вскоре малышу захочется попробовать тот самый сладкий «запретный плод». Эти вытесненные желания и могут вылиться в появление нового «друга».

2. Так легче пережить страх. Даже из личного опыта можно извлечь выводы о том, что дети не всегда готовы поведать взрослым о своих тревогах. Насмешка над злым диванным монстром может подорвать доверие ребенка к родителям и заставить обратиться за помощью к тому, кому он может рассказать все и его за это не осудят.

3. Ребенок боится быть наказанным. Именно эту причину легче всего определить. Если воображаемый товарищ появляется чаще всего в те моменты, когда малыш в чем-то провинился и хочет переложить свою вину на него, стоит задуматься, действительно ли наказания родителей справедливы и не слишком ли их много.

4. Желание казаться взрослым. Очень часто дети слишком торопятся повзрослеть. Иногда для того, чтобы чувствовать себя старше, умнее и опытнее нужно присутствие кого-то, о ком можно заботиться, чему-то учить и делать все то, что делают взрослые мамы и папы со своими чадами.

5. Недостаток внимания. Появление воображаемого друга часто может быть обусловлено тем, что ребенку часто приходиться быть одному. К примеру, если в семье нет братьев или сестер, а родители большинство времени проводят на работе.

Как правильно реагировать

Детское воображение особо интенсивно развивается в возрасте 3-5 лет, соответственно чаще всего появление загадочного друга припадает именно на этот период. Он не обязательно должен быть человеком и уж тем более ровесником ребенка. Любой неодушевленный предмет может оказаться тем самым Лешкой или Ленкой. Возможно, ребенок говорит о своих игрушках или даже о любимой подушке.

Порой и вовсе трудно догадаться о существовании еще одного члена семьи. Вполне возможно, что сын или дочка попросту скрывает его существование. Это является тревожным сигналом, так как в большинстве случаев это значит, что ребенок боится или опасается своих родителей. В таком случае стоит пересмотреть свое поведение и отношения в семье.

Если о воображаемом друге ребенок говорит открыто и даже просит других членов семьи подыграть, не стоит отказывать и тем более наказывать его. Так можно добиться только обиды или недоверия со стороны малыша.

Вовлечься в игру полезно и для самих родителей. Так они могут узнать многие нюансы психологического состояния ребенка, которые ранее не были очевидны.

Это поможет акцентировать внимание на очень важных моментах в процессе воспитания.

Особо заботливые мамы и папы при первых признаках подобного явления спешат показать свое чадо доктору, но очень редко случается так, что его помощь действительно необходима.

Хороший специалист посоветует уделить больше внимания ребенку и поучаствовать в его жизни.

Следует опасаться шарлатанов, которые при первой же возможности выпишут гору лекарств, которые способны только навредить, особенно если речь идет о сильных психотропных веществах.

Если «особенный» друг у вашего ребенка появился позже 6-7 лет, следует насторожиться и возможно, помощь квалифицированного психиатра действительно придется кстати. Следует отметить, что подобное случается довольно редко. В мировой практике зафиксированы единичные случаи, когда наличие воображаемых друзей приводило к серьезным проблемам в дальнейшем.

Очень важно уметь принимать любые жизненные ситуации и обращать их себе на пользу. Таким образом, появление воображаемого друга может стать неким мостиком взаимопонимания между родителями и их ребенком. Главное, не воспринимать данное явление слишком критично и не спешить избавиться от нежелательного для вас гостя.

статьи: Подано : 5 Загрузка…
Поделитесь, пожалуйста, ссылкой:

Источник: https://lassimarket.ru/2017/05/stoit-li-opasatsya-voobrazhaemyh-druzej/

Советы доктора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: